От редакции: Два скандала - две истории

Провокаторы могут быть довольны. Демонстрация ролика «Невиновность мусульман» с оскорбительным для приверженцев ислама изображением пророка Мухаммеда обернулась валом антиамериканских и антизападных демонстраций и беспорядков. Массовые волнения, начавшиеся в Ливии, перебросились на Йемен, Египет, Тунис, Судан, Бангладеш, Пакистан и Афганистан. Манифестанты жестоко убили американского посла в Ливии Криса Стивенса, штурмовали дипломатические представительства США и других западных стран. Жертвами волнений стали восемь человек, сотни ранены. Вчера полиция бельгийского Антверпена пресекла попытку местных мусульман провести марш по улицам города.

Эскалация насилия из-за видеоролика отчасти напоминает «карикатурный скандал» 2005–2006 гг., когда мусульмане оскорбились из-за публикации карикатур на пророка в датской газете в октябре 2005 г. и их перепечатки в других европейских изданиях.

Несимметричный ответ мусульманских сообществ на художественные провокации может породить обвинения ислама в чрезмерной агрессивности. Однако нынешние события и история семилетней давности существенно отличаются. В 2005 г. произошел конфликт между системами ценностей, в котором европейские журналисты защищали право на свободу творческого самовыражения (пусть провокационного), а исламские государства отстаивали уважение к религии. В 2005 г. Саудовская Аравия и Сирия отозвали посольства из Дании, Ливия закрыла представительство в Копенгагене, МИД Ирана и Ирака заявили официальный протест, ряд стран, к неудовольствию детей, бойкотировали датские товары. Полиция Индонезии не препятствовала исламистам, захватившим посольство Дании. После этого был заключен негласный пакт о ненападении: стороны договорились не затрагивать священные друг для друга персоны и(или) институты.

Последние события – иная история. Нынешняя провокация – дело рук официально осужденных маргиналов. Многотысячные митинги произошли не в теократических Иране или Саудовской Аравии. Они вспыхнули в странах со сложной внутриполитической обстановкой, где ислам и антизападные лозунги – средство для достижения сиюминутных политических целей.