От редакции: Россияне хотят бежать в телевизор

История Светланы Курицыной, «Светы из Иваново», имеет под собой некоторые социологические основания. Участница движения «Сталь», поразившая рунет своим интервью в защиту «Единой России», стала ведущей собственного шоу на НТВ. Оказывается, большинство россиян хотели бы последовать за Светланой и переместиться из повседневной реальности в реальность телевизионную: 81% россиян хотел бы работать на телевидении и 68% убеждены, что у них есть для этого все необходимые навыки.

Таковы результаты опроса 3479 работников во всех федеральных округах, проведенного исследовательским центром портала «Работа@Mail.Ru.» 69% считают, что работа на телевидении – интересное дело для них лично, 35% ценят престиж профессии, 25% – высокие зарплаты, 16% – веселье, 13% – известность, 11% – комфортные условия труда, 8% – возможность встретиться со знаменитостями и 8% – быстрый карьерный рост. Любопытно, что в кадре предпочли бы работать лишь 37%, за кадром – 43% (вероятно, критично относящиеся к собственной внешности).

Наиболее привлекательной на телевидении респонденты считают должность ведущего новостей. По крайней мере, в этом признались чуть более трети (38%) опрошенных. Ведущими музыкальных программ хотела бы стать четверть (26%) респондентов. А вести реалити-шоу – каждый пятый (19%).

Мечта о работе на телевидении интересна с двух точек зрения. Во-первых, это явное желание перебежать с этой стороны экрана на ту. Там, в зазеркалье, может быть, и не все так прекрасно, как в передачах о путешествиях. Но там люди владеют ситуацией, живут с каждым днем все лучше и лучше. Там есть честная, смелая и эффективная власть. Там президент всегда летит на помощь страждущим. Там полицейские ловят преступников, а судьи выносят им справедливые наказания. Телевидение, конечно, не скрывает от общества имеющихся проблем. Есть у общества проблемы и враги: иностранцы, мигранты, митингующие. Но благочестивые власти всегда начеку – и враги, конечно, не пройдут.

Во-вторых, стремление работать на телевидении говорит о том, что телевидение люди считают источником статуса. Постоянных телеведущих все знают, не говоря уже о постоянных приглашенных звездах. Телевидение не только создает реальность, но и населяет ее главными, самыми модными обитателями – артистами, певцами, спортсменами.

Вот такими людьми и хочется быть – настоящими. А не такими, как в повседневной жизни, – ненужными, ничего не решающими, не артистами, не певцами и не спортсменами.

Культуролог Даниил Дондурей считает, что любовь россиян к телевидению отражает современные тенденции в медиасфере – она становится важнее реальной жизни, вымышленный продукт становится более реален, чем настоящий: «Если ты в телевизоре Киркоров, ты и в реальной жизни крутой. Если ты Ургант или Собчак, а тем более Пугачева или Михалков – ты велик, ты смысловой олигарх». И те 68%, которые убеждены, что у них есть все навыки для работы на телевидении, по мнению Дондурея, уверены, что имеют на такую работу полное право.

Телевидение все еще сохраняет позиции самого массового источника информации и формирования мнений. По данным фонда «Общественное мнение», сегодня 92% россиян черпают информацию из телепрограмм, из печатной прессы – 38%, из новостных сайтов в интернете – 32%. Доверие к телевизионной информации (скажем, по данным Synovate Comcon) падает, в то время как доверие к информации в интернете растет. Однако уровень проникновения и аудитория ТВ остаются все равно самыми высокими, а доверие к информации не единственный способ воздействия, есть еще и отбор новостей, и мощные визуальные образы.

Но в конечном счете дело не в мощи телевидения, а в слабости других «реальностей». Телевизор человек воспринимает пассивно – это поток данных, идущий от экрана к зрителю. Интернет предполагает двустороннее движение, а значит, и более активное восприятие мира. Но интернета пока мало. Мало и других источников активного отношения к жизни – общественных организаций, партий, движений.