От редакции: Кесарю кесарево

Свобода вероисповедания подвергается все большим ограничениям в мире – следует из доклада, подготовленного Pew Research Center в рамках проекта Pew Forum on Religion and Public Life. В 2010 г. (последние данные) по сравнению с 2009 г. доля стран с высоким или очень высоким уровнем ограничений выросла с 31 до 37%, в этих странах живет около 75% населения планеты. Исследователи с 2007 г. составляют индексы государственного давления на религию и социальной вражды на религиозной почве. В течение трех первых лет рост ограничений наблюдался в 56% стран, в 39% – снижение. В 2010 г. давление на веру выросло в 66% стран, снизилось – в 28%.

Россия в 2010 г. вошла в число стран с очень высоким уровнем ограничений в обеих категориях. Конфликты на религиозной почве у нас в основном наблюдаются на Северном Кавказе (а в 2012 г. появились и в Татарстане). Государство же привычно ограничивает свободу так называемых нетрадиционных религий.

Если предельно обобщить схему религиозных конфликтов и ограничений, можно сделать вывод, что всегда есть попытка со стороны большинства ограничить меньшинство и всегда есть попытки политического использования религиозных разногласий.

В Европе и США, после того как прошло увлечение политикой мультикультурности, начали принимать законы, ограничивающие использование религиозных символов. Что это, как не реакция светского (культурно-христианского) большинства на рост активности мусульманского меньшинства? На Ближнем Востоке подвергаются нападкам мусульман находящиеся в меньшинстве христиане (Египет, Иран, Сирия). В России при максимальном благоволении государства к Русской православной церкви с проблемами сталкиваются протестанты и ряд направлений мусульманства.

Почему ограничения растут? Светская власть ищет дополнительной легитимности за счет традиционных конфессий. В развивающихся странах религиозное большинство подпитывается как демографически, так и из-за больших социальных проблем – для контроля за ним политики часто используют образ врага, а для образа врага идеально подходят религиозные меньшинства.

Здесь важно понимать две вещи. Во-первых, рост религиозной активности происходит не от хорошей жизни. Во-вторых, политическое ее использование редко доводит до добра.