Константин Сонин: За наших республиканцев!

Интересно наблюдать за политикой в чужой стране – есть много того, чего мне не хватает в нашей. То есть, конечно, я слежу за американской президентской кампанией не специально ради того, чтобы извлекать уроки, а просто потому, что это очень интересно. Как футбол – только намного дороже, как шахматы – только намного сложнее, как театр – только не знаешь, чем кончится. Честно говоря, я слежу практически за всеми сенатскими и некоторыми губернаторскими выборами и даже за отдельными кампаниями по выборам в палату представителей. Когда-то, когда у нас в стране были выборы, тоже следил и даже разбирался.

Из американской политики мне много чего не хватает. Например, того, что кандидату, чтобы выиграть выборы, нужно провести много месяцев (в последние циклы – даже несколько лет), выступая на сотнях митингов и пожимая десятки тысяч рук. Дело, конечно, не в политиках, а в избирателях, которые зачастую не готовы голосовать за кандидата, если не видели его выступающим у себя в городе. Не хватает того, что индивидуальные пожертвования на избирательные кампании не превышают $2500 – и, значит, в это вовлечены десятки миллионов людей; люди склонны в гораздо большей степени уделять внимание кандидатам и их программам, когда жертвуют деньги. (Индивидуальные пожертвования составляют львиную долю всех денег, которые расходует кандидат; проверить, что они именно индивидуальные, можно на сайте комиссии по выборам.) Не хватает и многих других мелочей, из которых состоит современная избирательная система и политика, обеспечивающая современный – т. е. одновременно и сильный, и гибкий – механизм госуправления.

А еще мне не хватает республиканской партии и даже ее экстремистской, идеологизированной части. Экономическая платформа современных республиканцев абсурдна – чего стоит предлагаемое возвращение к рецептам денежного обращения 100–200-летней давности. (Текст партийной платформы обращен скорее к «ядерным» избирателям, чем к колеблющимся, голоса которых очень важны на любых конкурентных выборах.) А налоговые планы, от которых очень много выигрывает верхний 1% распределения доходов? А зацикленность на «создателях рабочих мест», при том что подавляющее большинство американцев (в том числе и тех, кто голосует за республиканцев) рабочих мест для других не создают? Удивительно, как они умудряются выигрывать выборы с такой экономической программой...

И все же именно вот эта зацикленность на интересах тех, кто создает рабочие места, кто изобретает, кто придумывает новые способы сделать жизнь других лучше, а себя богаче, эта способность влюбляться в героев «историй успеха», эта способность уговорить тех, кто входит в 99%, мечтать о том, как они будут в 1%, – это то, чего нам не хватает. Нет, я не хочу, чтобы «партия для защиты богатых, талантливых и пробивных» правила в нашей стране. Упаси Боже. Но я хочу, чтобы она у нас была, и была достаточно сильной, чтобы двигать нашу страну вперед.