От редакции: Частичное поражение Саакашвили

Первый в постсоветской истории Грузии мирный переход власти – хороший повод поразмышлять о причинах проигрыша правящей партии и его возможных последствиях.

Успеху оппозиции помог скандал с пытками в тюрьмах, но ключевые причины победы «Грузинской мечты» в другом. «Мечтатели» сумели воспользоваться патерналистскими настроениями значительной части населения постсоветской страны, их ностальгией по прежним порядкам. Добавим к этому собственные ошибки Саакашвили и его соратников. Президент Грузии был авторитарным лидером, который воспринимал критику политической линии как личную обиду, чем оттолкнул многих бывших сторонников.

Отсутствие ощутимых успехов в экономике и госстроительстве (если исключить реформу полиции и строительство дорог) он, как и многие правители, пытался объяснить происками внешнего врага – России. Резкое ухудшение отношений с Москвой и проигранный «блицкриг» в августе 2008 г. не встретили одобрения общества и негативно сказались на благополучии десятков тысяч семей.

Заметим, что Саакашвили не использовал многих привычных методов предвыборной мобилизации и подавления соперников, используемых на постсоветском пространстве, – не затруднял конкурентам доступ к эфиру, не сажал их в тюрьму и т.д. Располагая значительным бюрократическим ресурсом и поддержкой силовиков, он не занимался играми в потенциальных преемников, дал возможность создать настоящую, не ручную оппозицию, не закрыл критически настроенные телеканалы и газеты, не принимал антимитингового законодательства и не применил массового административного принуждения.

Злорадные комментарии штатных кремлевских пропагандистов о поражении лидера одной из цветных революций 2004 г. выдают желаемое за действительное. Саакашвили проиграл бой, но не сражение за власть. За восемь лет президентства он стал опытным политическим бойцом, способным держать сильный удар и обращать серьезные неудачи в свою пользу, как это было после августа 2008 г.

Теперь многое зависит от того, как будет складываться сотрудничество и противоборство соратников и оппонентов Саакашвили в парламенте и за его пределами, а также от отношений внутри элит. Правильная организация деятельности в парламенте, точно выбранные объекты критики могут прибавить авторитета блоку Бидзины Иванишвили.

Но его громкие провалы и явно невыполнимые популистские обещания превратят «мечтателей» в «вечно вторых». Иванишвили и его соратникам будет непросто реализовать свои обещания об улучшении жизни патерналистски настроенных избирателей в условиях, когда исполнительная власть сохраняется у их противников. Среди ныне единой оппозиции, возможно, начнутся споры о лидерстве и вкладе в победу, которые будут умело подогревать президент и его окружение.

Если оппозиция победит на президентских выборах 2013 г., нельзя исключать, что в Грузии укрепятся авторитарные тенденции. Но создание режима по классическим постсоветским лекалам или «мягкий авторитаризм» украинского образца маловероятны. Конституционная реформа с усилением власти парламента и премьер-министра дает сторонникам Саакашвили достаточно рычагов влиять на политику и деятельность исполнительной власти. Кроме того, трудно предположить, что победители потребуют возврата к государству времен Гамсахурдии и Шеварднадзе.

Победа «Грузинской мечты» вряд ли радикально улучшит отношения Грузии и России. Отказываясь от контактов с официальным Тбилиси, Москва не пыталась наладить их с оппозицией. А лидеры последней, говоря о необходимости нормализации двусторонних связей, одновременно подчеркивали, что не намерены отказываться от интеграции с Западом. Отказ от восстановления территориальной целостности и возвращения Абхазии и Южной Осетии поставит крест на карьере любого грузинского политика. Впрочем, скорый уход Саакашвили с поста президента даст возможность возобновить нормальные экономические связи между Грузией и Россией и наладить совместную борьбу с боевиками, угрожающими безопасности обеих стран.