Лилия Бирюкова: Загадка Бидзины Иванишвили

Победа внезапно появившегося в публичной грузинской политике Бидзины Иванишвили – загадка. Загадкой является и его личность, даже для грузин, отдавших за него свои голоса. Таинственным в Иванишвили кажется почти все: его участие в финансировании почти всех реформ, которыми так гордятся сторонники Михаила Саакашвили, причины, которые развели Иванишвили и Саакашвили по разные стороны баррикад, и роль Кремля в этом разводе и решении грузинского миллиардера идти на выборы. Для многих до недавнего времени загадкой было даже то, как выглядит этот коллекционер современного искусства и филантроп.

Секрет его успеха, наверное, не только в крайне агрессивной предвыборной кампании, хотя видео с пытками заключенных Глданской тюрьмы помогли сориентироваться неопределившимся. Итоги выборов предопределили реформы, которые были так необходимы стране, но имели и обратную сторону. Борьба с ворами в законе обернулась пытками и тех, кто оказался в тюрьме потому, что украл из супермаркета еду (нищих на улицах Тбилиси, кажется, немногим меньше, чем во всей Москве). А реформированная полиция жестоко расправилась с митингующими в 2007 г.

Уволенные же сотрудники МВД так и не смогли в большинстве своем найти работу. Без работы в результате оптимизации госаппарата осталась и масса чиновников, многим из которых всего лишь около сорока. У этих людей так и не появилась возможность дать своим детям европейское или американское образование.

А ведь именно такие – совсем юные, с западным образованием поначалу были востребованы в правительстве Саакашвили. Возможно, благодаря им страна действительно может похвастаться своими экономическими успехами. Но эти успехи стали напоминать китайские: за впечатляющими показателями инфляции и роста ВВП (соответственно 2 и 6–7%) огромная безработица. И грузины вспоминают сытые времена, когда российский рынок был открыт для продуктов с их огородов, а знание русского пригождалось. Поэтому и концепция России-врага, несмотря на обиду грузин за Южную Осетию и Абхазию, прижилась с трудом.

Иванишвили обещал интеграцию с ЕС не в ущерб отношениям с Россией. Он лучше Саакашвили понял, что Грузия не готова идти к светлому европейскому будущему, бросив на произвол судьбы тех, кому не нашлось места в настоящем.