От редакции: Деньги на здоровье

Государственным клиникам официально разрешили брать деньги с пациентов почти год назад. А в минувшую пятницу власти наконец-то определились, за что именно пациентам придется доплачивать: премьер Дмитрий Медведев подписал постановление «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Оно вступает в силу с 1 января 2013 г.

Не успели на постановлении высохнуть чернила, как на его авторов обрушилась волна критики. Дескать, граждан лишают конституционного права на бесплатную медицинскую помощь – будем теперь умирать на глазах у алчных докторов, если не найдем деньги на лечение.

Мы с этой оценкой категорически не согласны. Похоже, те, кто кричит о «геноциде русского народа», давно не были в обычной районной поликлинике или больнице. Если бы они столкнулись с отечественной системой здравоохранения лично, то обнаружили бы одну простую вещь: бесплатной медицины в стране давно не существует. Люди, прибегающие к услугам формально бесплатного здравоохранения, оказываются перед альтернативой: подолгу дожидаться очереди, получать некачественное, чисто формальное лечение или платить непосредственно врачу, медсестре или сиделке в больнице. По данным «Левада-центра», за прием врача и процедуры доплачивали из своего кармана около половины россиян.

Высшая школа экономики проводила в 2009 г. исследование, которое показало: доля пациентов, прибегавших к платному амбулаторному лечению в период с 1994 по 2009 г., возросла в 3,3 раза. А за лечение в стационарах в 2001 г. вознаграждение в конверте преподносили медперсоналу 18% опрошенных, в 2009 г. – уже 38,5%. Таким образом, частные платежи за медуслуги стремительно смещаются в тень. Причем преобладает так называемая оплата-благодарность: к такого рода оплате прибегали 59% респондентов. Личные расходы граждан на здравоохранение все последние годы растут гораздо быстрее государственных и скоро сравняются (государство тратит на медицину 4,7% ВВП в год, граждане – около 3% ВВП).

Но главная проблема – и те, кто платит врачам, и те, кто не платит, не имеют никаких гарантий, что их вылечат.

Качество здравоохранения падает, уверены жители страны: две трети россиян, по данным «Левада-центра», убеждены, что не могут получить качественное лечение.

Что же лучше – неформальные платежи медперсоналу, не дающие пациенту никаких гарантий, или узаконенная плата за медуслуги, дающая право требовать их качественного выполнения? Ответ, по нашему мнению, очевиден.

Принятый год назад закон легализует платную медицину, в том числе совмещение платной и бесплатной помощи в рамках государственных поликлиник и больниц. А нынешнее постановление правительства объясняет, за что и при каких обстоятельствах придется платить. Главное новшество – это медицинские стандарты. Каждый стандарт описывает, как и чем лечить пациента, в какой последовательности и насколько интенсивно. Для пациента такие стандарты – благо, даже если поначалу не все они окажутся идеальными. Без стандартов часто невозможно проверить, на что ушли выделенные деньги, эти стандарты позволят государству лучше управлять медицинскими финансами, а гражданину – требовать, чтобы его лечили как положено.

Как следует из постановления, платным будет все, что не входит в стандарты обязательного медицинского страхования. Но если возникнет угроза жизни пациента или какие-то экстренные тяжелые состояния, то медики должны будут лечить пациента бесплатно по полной программе, даже если дополнительные услуги не входят в перечень. Вряд ли это тянет на нарушение конституционных прав.

В ряде стран Европы (Германия, прибалтийские страны) действует похожая система соплатежей. Люди доплачивают и за первичный прием, и за стационарное и специализированное лечение. Размеры соплатежей, как правило, незначительны по сравнению со стоимостью услуг, а малоимущие и хронически больные платят меньше или освобождены от доплаты.