От редакции: Образование по расходам приравняли к обороне

Утвержденная правительством программа развития отечественного образования – амбициозный документ, который показывает возможность корректировки приоритетов развития страны. Дмитрий Медведев пообещал, что ассигнования на образование на период до 2020 г. сравняются с расходами на оборону и составят около 20 трлн руб. (см. статью на стр. 03).

Государство заявляет о намерении инвестировать в человеческий капитал. Под целями программы – а среди них ликвидация очередей в детские сады, повышение качества школьного и высшего образования, попадание пяти отечественных вузов в число 100 лучших мировых университетов – подпишутся все вне зависимости от политических предпочтений и уровня образования. Важно понять, насколько исполняемы расходные обязательства, правильно расставлены приоритеты и реалистичны поставленные задачи.

Авторы делают ставку на обновление образования, сближение программ обучения в высшей и средней школах, большую вариативность в переходе регионов на новые стандарты. Министерство намерено морально и материально поощрять инноваторов среди воспитателей, учителей и преподавателей, поддерживать научные исследования в высшей школе. Эти изменения способны повысить качество обучения студентов и школьников, снизить патернализм в системе образования, создать самостоятельную образовательную среду, считает научный руководитель Института развития образования ВШЭ Исак Фрумин. Однако, как отмечает эксперт, программа ориентирована прежде всего на использование средств бюджета всех уровней. Создание полноценного рынка образовательных услуг авторы деликатно обходят. Между тем планируется, что рост расходов на образование до 6,5% ВВП будет достигнут не только за счет бюджета, но и благодаря вложениям россиян в образование детей и вкладу компаний в обучение сотрудников. Пока непонятно как.

Между тем и надежда на бюджетные деньги может оказаться необоснованной: финансирование дошкольного, школьного и среднего специального образования сейчас передано на места, что означает сильную зависимость программы от бюджетной обеспеченности муниципалитетов и регионов, их взаимоотношений с Москвой. Это ставит школы и университеты в разных регионах в неравное материальное и финансовое положение.

Счетная палата в недавнем заключении указала, что в проекте бюджета 2013–2015 гг. нет 50 млрд руб., предназначенных на повышение зарплат преподавателям вузов, дотационным регионам будет трудно повышать зарплаты учителям в объеме, предписанном поручением президента. Если повышение зарплат состоится, появляется другая опасность – недостаток людей, способных внедрять новые методики. Новаторов в школах и вузах в последние годы поубавилось. Есть надежда на молодые перспективные кадры, но непонятно, как освобождать места для новаторов и увольнять тех, кто неэффективно работает по устаревшим методикам.

Приятно, что Министерство образования и науки отказалось от популярного ныне изоляционизма и намерено оценивать работу высшей и средней школы, исходя из результатов международных рейтингов и тестов. Эти результаты существенно отличаются в зависимости от возраста учеников. Российские четвероклассники в тестах на качество чтения и понимания текста (PIRLS) заняли в 2006 г. 1-е место, по итогам теста по биологии и математике (TIMSS) в 2007 г. – 6-е место по математике и 5-е – по природоведению. Ученики 7–9-х классов в 2010 г. в ходе международной программы оценки школьников (PISA) оказались далеко позади развитых стран и Китая. Важно, чтобы ключевое внимание было обращено на среднюю школу и стимулирование интереса детей к учебе.

Не ясно, будут ли востребованы миллионы высокообразованных специалистов в отечественной экономике 2020 г. Полная или частичная реализация программы способна породить ситуацию, когда выпускники не смогут удовлетворить спрос на качественные и высокооплачиваемые рабочие места. Что чревато новым этапом утечки мозгов или социальными потрясениями.