Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 3211 от 17.10.2012 под заголовком: Письма

Письма Сергею Капкову: Партнер, а не конкурент

Партнер, а не конкурент

На интервью с министром правительства Москвы Сергеем Капковым (№192 от 10.10.2012, стр. 06)

Мы гордимся тем, что за 5 лет работы смогли превратить заброшенный индустриальный объект в центре Москвы в одну из ведущих современных культурных институций в стране. Мы реализовывали проекты международного уровня, образовательные программы по поддержке молодых художников, кураторов, дизайнеров, архитекторов, самостоятельно осуществляя некоммерческие проекты национального масштаба, меняя лицо района и города в целом и ни разу не получив поддержки от департамента культуры, и были признаны достойными конкурентами «Манежа» и ДК ЗиЛ.

В этой связи, мне кажется, управлению культуры стоит брать пример с европейских стран, где частные культурные институции воспринимаются как партнеры в общем деле, но точно не как конкуренты.

Софья Троценко, президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод»

«Флакон» и пустота

Мне кажется, что говорить о конкуренции в нашей сфере культуры довольно рано. Государственные институции пестуют традиционные формы искусства и культуры, а частные взяли на себя заполнение пустующих лакун и делают это по мере собственных возможностей. Интересно, что, по мнению Сергея Капкова, «частный культурный сектор» выглядит гораздо привлекательнее, видимо, поэтому все чаще со стороны Минкульта звучат заявления о встраивании деятельности частных институтов в общую городскую политику.

«Флакон» участвует в культурной и социальной жизни Москвы и без всякой разнарядки и поддержки сверху, но это не значит, что нам такая поддержка не нужна. Мы занимаемся развитием новых для Москвы явлений типа стрит-арта или гражданских инициатив, но делаем это по мере наших скромных средств. Если средств будет больше, мы и делать будем больше. Мы готовы сотрудничать и с государством, и с другими кластерами и институтами, только как-то более осмысленно, чем соединение кластеров между собой велодорожками или монорельсами. Сначала надо пустоты заполнить.

Анна Нистратова, арт-директор дизайн-завода «Флакон»

Цель важнее собственности

Я бы сказала, что форма собственности для культурных институций – это еще не определяющий фактор, сама по себе она не является ни залогом успеха, ни показателем неэффективности. Гораздо важнее та цель, которую преследуют люди, стоящие за этой институцией.

Можно долго вспоминать частные музеи и галереи, предназначенные для удовлетворения тщеславия владельца, равно как и государственные выставочные организации, единственной целью которых является получение как можно более щедрого бюджетного финансирования. Вместе с тем в последние годы мы видели немало культурных проектов с самыми разными источниками финансирования, отличающихся при этом осмысленной выставочной политикой, создающих по-настоящему масштабные события и меняющих культурный ландшафт.

Конечно, существуют задачи, которые частным институциям по определению проще решать, – к примеру, поддержка молодых художников или работа на международном арт-рынке, странно также предполагать, что государство должно оплачивать художественные стратегии, целью которых является критика институтов самого гоcударства. Тем не менее стратегически большие проекты в области современного искусства, будь то частные или государственные, работают в одном направлении – на создание современной инфраструктуры, привлечение внимания все больших аудиторий, изменение облика города в более человечную сторону. И думается здесь, скорее всего, о взаимодополнении – тем более важном, что количество серьезных, долгосрочных и эффективно работающих институций в российском арт-мире по-прежнему до обидного невелико.

Алина Сапрыкина, арт-директор центра дизайна «Артплей»

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more