Мария Эйсмонт: Оппозиционеры не дошли до народа

Разочарование итогами выборов в прошлое воскресенье можно понять: ни в одном из регионов протестным кандидатам – там, где они вообще были, – не удалось победить кандидатов официальных, а явка показала, что избирателям весь этот процесс вообще неинтересен. Самое же обидное – осознавать, что даже за вычетом накрученных вбросами, «каруселями» и подозрительными дополнительными списками процентов партии власти победы у альтернативных кандидатов и партий все равно бы не было (один-два лишних человека от «Парнаса», которые, не будь фальсификаций, пришли бы в местные парламенты, победой назвать нельзя, хотя, конечно, это хорошее достижение).

Наблюдатели тут, конечно, ни при чем: эта новая, молодая и активная общественная сила, пожалуй, главный позитивный итог протестной зимы. Но выборы не начинаются днем голосования, а им заканчиваются.

Ни в коем случае нельзя обвинять избирателей в апатии и равнодушии – странно было бы ожидать особой активности от людей, которым на протяжении многих последних месяцев посылаются противоречивые сигналы: с одной стороны, им рассказывают, что честных выборов в стране нет, с другой – призывают прийти на участки проголосовать. Не могут они не видеть и того, что даже в случае фиксации очевидных нарушений заставить суды отменить итоги выборов и привлечь нарушителей к ответственности практически невозможно.

В то же время опыт многих региональных кампаний показывает, что победить партию власти можно: задолго до Болотной мэры-единороссы проигрывали – причем часто с разгромным счетом (например, в Краснотурьинске, Качканаре, Первоуральске, Бердске, Куйбышеве и т.д.). Проблема в том, что ни один из новых мэров не смог показать своим избирателям и стране разницу между правлением условно прокремлевского и условно антикремлевского чиновника.

Гражданским активистам неплохо бы понять, что поражение кандидата от «Единой России» само по себе не есть победа прогрессивных сил общества. Победой можно было бы назвать приход к власти в городе или регионе команды, которой удалось бы уменьшить коррупцию, облегчить условия жизни малому бизнесу, повысить качество образования и медицины, способствовать самоорганизации граждан вокруг важных общественных проектов и т.д. Такие качественные изменения кажутся почти невозможными – учитывая прессинг со стороны вертикали власти и отсутствие у регионов и муниципалитетов необходимых ресурсов. Но они совершенно точно не произойдут без заблаговременно подготовленной программы развития и мобилизации горожан на сотрудничество, в реальности же горожан мобилизуют (если мобилизуют) только на голосование, как правило протестное, а программы развития либо повторяют имеющиеся, либо выглядят нереалистично.

После 4 марта у активистов Болотной была хорошая идея пойти в народ. К сожалению, до народа они до сих пор не дошли. Ведь проезд по регионам с белыми лентами – это совсем не то, чего ждут от новых политиков их многочисленные потенциальные избиратели.