Василий Кудинов: Промсвязьбанк без IPO

IPO Промсвязьбанка не состоялось. Потенциальным покупателям показалась завышенной даже минимальная цена, по которой владельцы банка готовы были расстаться с пакетом его акций. Отчасти банку не повезло с конъюнктурой – в последний день сбора заявок даже аналитики Промсвязьбанка ставили на дальнейшее снижение российского фондового рынка. Но с момента официального объявления об IPO на рынке не произошло ничего существенного. А акции за последнее время удалось разместить как государственному Сбербанку, так и частной сети клиник «Мать и дитя».

Промсвязьбанк Алексея и Дмитрия Ананьевых давно находится в поиске «своего» инвестора. Сначала долей владел словенский Nova Ljubljanska Banka, затем предпочтение было отдано немецкому Commerzbank, который из портфельного инвестора так и не превратился в стратегического. Ради сделки с Commerzbank Промсвязьбанк несколько лет назад отказался от IPO. В преддверии же этого размещения компания Ананьевых выкупила долю немцев. Она была готова на то, чего в России еще никто не делал: продать через публичное размещение акции банка при его оценке дешевле собственного капитала. То есть признать, что не только рынок оценивает стоимость банковского бизнеса дешевле собственных средств, но и владельцы банка согласны с такой оценкой. А такое возможно, только если владельцы банка уверены: лучше немного поступиться сейчас, привлечь в капитал банка деньги и поддержать его рост, который затем окупит все сполна.

В противном случае акционерам целесообразнее свернуть деятельность банка и забрать причитающиеся средства из его же капитала. Но это в теории. В российской же практике чаще возникает другой вопрос: а насколько «чист» капитал банка, поскольку есть множество способов его фиктивного увеличения. И не обернутся ли проблемами потом те кредиты, которые сейчас в отчетности указаны как нормальные.

Убедить инвесторов разом банку и организаторам размещения не удалось. Теперь они намерены добиться успеха в приватных переговорах. Там, разумеется, есть больше возможностей привести дополнительные аргументы и стимулы. Но для динамичного роста банку уже вскоре потребуются дополнительные вливания в капитал, а значит, акционерам придется снова изыскивать средства.

Публичных историй частных банков в России немного. Номос-банк вообще готовится покинуть биржу. А слухи о продаже «Возрождения» или «Санкт-Петербурга» стали традиционными.

Но к этому, а также к низким оценкам можно привыкнуть – показатели большинства зарубежных конкурентов еще ниже. Хуже то, что и 20, и 30% акций частного российского банка в свободном обращении недостаточно ликвидный пакет.