Переезд чиновников из Москвы и снова в Москву

Планы обустройства «большой Москвы» и строительства специального правительственного городка за МКАД приобретают все более характерные российские очертания. С одной стороны, чиновники уедут за кольцевую. С другой стороны, они станут работать в самом центре города. Это как с приватизацией: с одной стороны, приватизируем, с другой – национализируем. Главное – последовательность и порядок.

Управляющий делами президента Владимир Кожин рассказал в интервью «Российской газете», что одновременно с выводом госучреждений за городскую черту рассматривается идея возведения нового правительственного квартала в самом центре столицы, в двух шагах от Кремля. Обоснование, естественно, в том, чтобы сократить межведомственные передвижения по Москве. Чтобы сократить перекрытие улиц из-за движения кортежей первых персон и облегчить городской трафик (напомним, борьба с пробками была одним из главных официальных мотивов переноса госучреждений), УДП намерено чаще использовать для перевозки руководителей вертолеты. «Эту практику нужно расширять... Вертолетов у нас в стране предостаточно. Надо – бизнес их еще закупит», – сказал Кожин, открыв публике еще один аспект социальной ответственности предпринимателей.

Есть и другие данные о переустройстве Москвы. Вчера стало известно, что за кольцевой автодорогой могут построить несколько крупных кампусов, где разместятся учебные корпуса и общежития нескольких известных столичных вузов – МИФИ, МИРЭА, Экономического университета им.Плеханова, Индустриального университета и МИСИСа. Строительство кампусов по образцу лучших иностранных университетов оптимизирует учебный процесс, студентам не нужно будет тратить время на дорогу и создавать нагрузку на городской транспорт, утверждают в Минобразовании.

Так или иначе, можно говорить о значительной трансформации идеи «большой Москвы». С высокой вероятностью можно сказать, что вместо чиновников за МКАД поедут студенты и их преподаватели. Намного меньше кортежей и мигалок не станет, но снижение (или перенаправление) пассажиропотоков в метро и наземном транспорте – тоже достойная цель.

Кожин сказал в интервью и о том, что последствия переезда госучреждений за кольцевую дорогу нужно продумать и еще раз пересчитать. Несомненно, очередной выпад в адрес Дмитрия Медведева, который, получается, не продумал и не просчитал.

Но дело не только в этом. Доведение до окончательного абсурда и без того странной идеи с расширением Москвы означает, что переселение ведомств из центра и создание в Кремле и в его непосредственной близости музейного городка отменяется. Похоже, чиновников пугает перспектива покинуть дома-символы, олицетворяющие ключевые черты средневекового российского государства: полное отделение от общества и герметичную закрытость.

Появление нового спецквартала будет также означать разделение чиновников и организаций на касты: наиболее важные останутся в центре и даже приблизятся к правителю. Остальных отправят куда-нибудь в Бутово, поближе к месту массовых расстрелов, чтобы не забывали о переменчивости Фортуны. Можно заранее восхититься размаху подковерной борьбы, которая развернется за место в «квартале Кожина». Жаль, что Кожин не сказал, каким он видит правительственный квартал: здания с громадными окнами по образцу немецкого комплекса в Берлине рядом с рейхстагом, демонстрирующие прозрачность и открытость государства перед гражданами, или стилизованнные дворцы-крепости. Правительственные помещения можно ведь и совместить с жилым комплексом, чтобы на работу поближе было добираться. Вспомним о стоящем напротив Кремля памятнике чиновничьей оптимизации другой эпохи – о знаменитом Доме на набережной. Возможно, теперь у шедевра Бориса Иофана появится капиталистический двойник. Напомним и о том, что стремление облегчить жизнь советским руководителям обернулось облегчением жизни чекистам: в годы чисток им удобнее было проводить аресты.