От редакции: Сначала будет дешевле, потом дороже

На наших глазах рождается второе «национальное достояние», которое может даже со временем перевесить первое. «Газпром» сдает позиции, зато государственная «Роснефть» благодаря национализации ТНК-ВР вот-вот станет самой крупной нефтяной компанией мира. Это ли не повод для национальной гордости? Наконец мы опять впереди планеты всей! И не в каком-то там футболе или рейтинге Doing Business, а в настоящем, серьезном деле – добыче нефти.

Но когда у россиян просохнут слезы умиления, им придется столкнуться с последствиями этой мегасделки в своей повседневной жизни – при покупке бензина или хлеба, например. Порадуют ли обычных потребителей те изменения, которые неизбежно произойдут после такого масштабного передела нефтяного рынка?

Не исключено, что поначалу порадуют, а потом огорчат. В нашей стране, как известно, цены на бензин – предмет договоренностей. До выборов одни цены, после – другие. «Роснефть» тоже переписывала ценники, но скромнее остальных: госкомпания держит самые низкие на рынке цены на бензин и другие нефтепродукты, подчас даже работая себе в убыток. Социальная стабильность важнее.

Поглотив ТНК-ВР, «Роснефть» станет очень похожа на нефтяной «Газпром». Игорь Сечин, возглавив «Роснефть», не скрывал, что политические задачи для компании важнее экономики. Главными его обещаниями были увеличение налоговых поступлений и сдерживание цен на бензин. Никаких там капитализаций, дивидендов и денежных потоков – это все звериный оскал капитализма.

Так что от новой суперкорпорации мы наверняка увидим щедрые платежи в бюджет и не менее щедрое финансирование мегапроектов государства вроде олимпийских строек и курортов Северного Кавказа.

А вот сдерживание цен на бензин будет недолгим – рынок все равно заставит их повышать, если цены на нефть пойдут вверх. Да и гигантские долги, которые «Роснефть» собирается наделать ради выкупа ТНК-ВР, рано или поздно приведут компанию к необходимости зарабатывать больше. История «Газпрома» показывает, что разговоры о социальной стабильности не мешают увеличивать газовые цены на внутреннем рынке, когда падают экспортные доходы. Вполне возможно, что в благодарность за «социальную ответственность» правительство предоставит «Роснефти» существенные налоговые льготы или другие особенные условия ведения бизнеса.

Точнее было бы сказать «монопольные», но Сечину не нравится слово «монополизм». Вчера, комментируя сделку, он убеждал журналистов, что она не может вызывать озабоченности у антимонопольного регулятора. «Монопольного положения нет, тут даже нечего обсуждать. У нас в РФ добывается более 500 млн т нефти, около 200 млн т после консолидации будет под контролем «Роснефти». «Роснефть» работает в конкурентной среде. Я бы просил тему создания монополии не педалировать без нужды», – сказал глава госкомпании.

Действительно, если под контролем какой-то компании находится «всего» 40% рынка, о каком монополизме может идти речь? Сплошная конкуренция.

Не будем убеждать вас, что государственные компании обязательно работают хуже, чем частные. Но мы точно знаем, что частный собственник не допустил бы такого уровня откатов, который процветает в госкомпаниях. Мы точно знаем, что частные нефтяные компании гораздо охотнее тратят деньги на модернизацию производства, тогда как государственные работают по принципу временщиков. Если «Сургутнефтегаз» и «Татнефть» уже сегодня обеспечивают утилизацию попутного нефтяного газа на уровне не ниже 95%, а «Лукойл» и ТНК-ВР приближаются к этому показателю за счет многомиллиардных инвестиций, то «национальные чемпионы» – «Роснефть» и «Газпром нефть» – заявили Минэнерго о своей неготовности это делать. Переход на более экологичные стандарты топлива «Евро-3» и «Евро-4» тоже тормозят именно госкомпании.

Низкие цены на бензин – это прекрасно, если твоим детям есть чем дышать. На уровне простого потребителя мегасделка выглядит примерно так.