Владимир Милов: Бесконтрольное поведение силовиков опасно для самой власти

Тем людям в российской власти, у которых сохраняется способность к трезвому анализу происходящего, стоит задуматься о последствиях наблюдаемого сегодня разгула репрессий против оппонентов власти. Характерный признак происходящего – антиправовой раж, в который с головой вошли сотрудники ФСБ, Следственного комитета, пресловутого центра МВД по борьбе с экстремизмом: уголовные дела фабрикуются из воздуха (невозможно всерьез обсуждать пленку с записью «беседы с грузином по имени Гиви»), при арестах и содержании людей под стражей полностью игнорируются нормы УПК, звучат разговоры о пытках.

Власть действует в привычной ей логике точечных репрессий против тех, кто, как она считает, собирается ее свергнуть. Но если в свое время репрессии против Ходорковского проходили на фоне бешеного роста популярности Путина, распространенности настроений о «раскулачивании» олигархов, а также реальных и подкрепленных финансовой мощью ЮКОСа намерений Ходорковского утвердить солидное политическое представительство в Госдуме, то сегодня ситуация принципиально другая. Рейтинги Путина на историческом минимуме и продолжают снижаться, никакой перспективы возобновления их роста не предвидится. А оппоненты радикального плана, которых власть выбрала мишенью, никакой реальной опасности не представляют. Известные попытки устроить жесткое противостояние с властями на улицах были без труда подавлены. В выборах так называемого координационного совета оппозиции приняло участие всего чуть более 80000 человек – для сравнения: в Новгородской области, самом маленьком регионе, где 14 октября проходили губернаторские выборы, за действующего главу региона Сергея Митина проголосовало 169000 человек, или вдвое больше.

Любой разумный человек во власти должен понимать, что на фоне падающей популярности Путина разгул неправовых действий силовиков не сулит ничего хорошего. И дело вовсе не в личностях преследуемых, оценке их действий, их реальной способности устроить беспорядки в стране и т.п. В сегодняшних условиях выпускать из бутылки джинна бесконтрольного поведения представителей силовых структур за рамками правового поля есть действие, опасное прежде всего для самой власти. Как известно, южнокорейского диктатора Пак Чон Хи в 1979 г. пристрелил глава его собственной службы безопасности.

То, что общество по факту проглотило сомнительное «избрание» Путина на новый срок, вовсе не означает мандата на вседозволенность. Власть сама должна проявить шаги к достижению гражданского мира, подобно тому как Ельцин признал шаги Госдумы по амнистии арестованных в октябре 1993 г. Не следует в хрупкой ситуации раскручивать маховик нестабильности. Стремление Путина к мести оппонентам налицо, но результаты могут оказаться непредсказуемыми. Если инстинкт самосохранения еще присутствует, репрессии нужно останавливать как можно скорее.