Мнения
Бесплатный
Джон Кэй
Статья опубликована в № 3217 от 25.10.2012 под заголовком: Политэкономия: Дорого. Технологично. Напрасно

Джон Кэй: Нам правда нужен трамвай за 1 млрд фунтов?

Проведение Олимпиады в Лондоне в 1908 г. обошлось в 20000 фунтов. В 1948 г. – в 750000 фунтов. Олимпиада-2012 стоила все 11 млрд фунтов. Рост цен поражает.

Увы, в наши дни амбициозные замыслы стали обходиться в кругленькую сумму. Первая ветка метро в Лондоне (и, кстати, в мире) строилась за полмиллиона фунтов за милю. В 1960-х гг. – уже за 7 млн фунтов за милю, что укладывается в картину инфляции. Всего через 10 лет линия «Джубили» стоила 36 млн за милю, а ее продление в 1990-х гг. обошлось в 10 раз дороже. Но и это пустяки – не хотите ли 1 млрд фунтов за милю новейшей линии «Кроссрейл»?

То, как дорожают мегапроекты, – феномен последних лет 50. Железнодорожный мост через залив Ферт-оф-Форт построили в 1890 г. за 3,2 млн фунтов. В 1960-х гг. рядом с ним возник автомобильный мост за 19,5 млн фунтов, опять же ровно в пределах инфляции. А вот бюджет третьего моста через залив составил уже 1,6 млрд фунтов.

Бруклинский мост, завершенный в 1883 г., стоил $15,5 млн. Он был построен частной компанией, как и первая ветка лондонского метро и мост через Форт. В наше время проекты такого масштаба начинаются только при финансировании из госказны. История показывает, что подрядчики и прочие дельцы никогда не прочь заработать на акционерах и налогоплательщиках, которые и оплачивают расходы. В современных проектах участвует куча консультантов, цель которых – обеспечить максимальный контроль над эффективностью расходов. Похоже, это им не совсем удается. В мире есть не так много компаний, которые способны осуществить современные мегапроекты. Как правило, им приходится работать с некомпетентными госзаказчиками. Чиновники часто меняют свое мнение и склонны настаивать на идиосинкразических технических условиях проекта.

В основном виной тому – технологические перегибы. Аргументы, что нам нужны лучшие и новейшие технологии, отлично работают у политиков – даже если в обычной жизни люди спокойно обходятся без революционных технологий.

То же самое происходит в медицине и оборонной промышленности. Совершенно незначительные, хотя и реальные улучшения многократно вздувают цены. Британский авианосец «Арк ройял», принимавший участие в охоте на «Бисмарка» и потопленный немцами в 1941 г., обошелся в 3 млн фунтов. Следующий авианосец с тем же именем, спущенный на воду в 1981 г. и списанный в 2011 г., стоил 250 млн фунтов. Сегодня за британский авианосец придется выложить от 3,5 млрд и выше. Они стали куда сложнее технически, хотя по сути это все та же плавающая взлетная полоса.

Технические новшества скорее снижают, чем повышают производительность: улучшения, которые они привносят, не окупают многократного повышения стоимости. В результате крупные проекты мало кто может себе позволить, а если может, то принесенная ими польза несоизмерима с ростом затрат.

Стоило бы пожестче относиться к предложениям о запуске в Эдинбурге трамвая за 1 млрд фунтов, закладке военного корабля за 5 млрд фунтов, проведении Олимпийских игр за 11 млрд фунтов или постройке высокоскоростной железнодорожной линии за 30 млрд фунтов.

FT, 22.08.2012, Антон Осипов

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать