Мнения
Бесплатный
Виталий Недельский

Университет 2.0 будет с вами до смерти

Как изменятся университеты и студенты будущего
М.Стулов / Ведомости

Период возникновения университетов в крупных городах называется Средневековьем. Тогда господствовали религия, короли и феодалы, основным капиталом было владение землей, а основной властью – военная сила. Университеты были небольшими островами свободы и демократии, местами, где велись научные исследования и учились студенты. Крестовые походы и развитие городов предъявляли спрос на знания, и поэтому университеты распространялись и развивались.

Структура университета, общие методики ведения научных исследований и преподавания постепенно развивались, но в целом сохранили заложенное в Средневековье ядро, которое благополучно прошло через стадию капитализма и даже социализма и дожило до наших дней. Какие основные черты университета как высшего учебного заведения дошли до нас почти без изменений?

Университет – это физическое место, где работают и живут вместе ученые-преподаватели и студенты. Первые учат, вторые учатся. Обучение ведется в рамках общеобразовательной платформы сначала (гуманитарные и естественнонаучные знания), а затем дается некая специализация в той или иной области, которая и становится будущей профессией студента на всю жизнь.

Учеба в университете во многом определяет социальный статус человека, его окружение и его будущую социальную и карьерную траекторию. Университет закладывает у студента основы знаний о мире, которыми он будет пользоваться всю свою жизнь.

Обучение строится путем посещения лекций и семинаров-лабораторных. На первых преподаватель дает теоретический материал, на вторых есть возможность кое-что посмотреть и потрогать на практике. По итогам семестра или курса сдаются экзамены в виде ответов на вопросы или написания определенного текста.

Обучение делится на две части – бакалавриат является «продвинутой школой» и дает фактически законченное среднее образование, после которого вполне можно идти работать туда, где не требуется высшее, а магистратура дает дальнейшее развитие среднего образования плюс специализация по выбранной специальности.

Система проверена сотнями лет, успешно работает и успешно социализирует молодых людей, выпуская их в мир с установившимся мировоззрением, общим языком, умением общаться и работать в коллективах, находить и применять знания.

Все было бы хорошо, если бы в последние 50 лет не начались необратимые изменения общественного климата. Население Земли стремительно растет и благодаря глобализации перемешивается. Технологии стали развиваться огромными скачками по сравнению с тысячелетними и столетними периодами между прошлыми технологическими революциями, нынче они следуют одна за одной внутри одной человеческой жизни. В этом смысле наши деды и родители жили в одном технологическом укладе, мы в другом, а наши дети – уже в третьем. Смена технологических укладов означает революцию в мире профессий и специальностей, многие из которых отмирают, а многие появляются впервые, а также революцию новых знаний и умений.

Аналогичная беда происходит с общественно-экономическим строем – основными законами и правилами общественной жизни. Только наш век ознаменовался глобальным переходом от строительства самого справедливого общества на земле – социализма – к либеральному капитализму, и сейчас мы можем наблюдать трансформацию последнего в какую-то новую сущность, не подчиняющуюся законам классиков капитализма.

Естественно, для большинства людей все эти огромные изменения их жизни являются мощным стрессом, противостоять которому никто не учит, потому что никто в прошлом в такой ситуации не был. В чем-то можно сравнить с ситуацией войны или революции, но там намного понятнее, что делать в каждый конкретный момент: сражаться или спасаться, добывать пищу или ковать оружие. Сейчас же абсолютно непонятно, что надо делать человеку, которого родители и школа воспитали в определенной системе координат и который точно может быть уверен, что почти все, что он видит сейчас вокруг себя, необратимо изменится. Непонятно, какая будет мораль и ценности. Непонятно, чему учиться, чтобы зарабатывать на жизнь. Непонятно, где жить – в городе или за городом? Меняется ландшафт экономики и промышленности. Меняются города.

Мы находимся внутри циклона, и здесь тихо и хорошо. Однако вокруг бушует стихия и скоро снесет все, что мы знаем.

Так же как мир изменился для динозавров, он изменится и для многих традиционных институтов, составляющих хребет современного общества. Одним из важнейших позвонков этого хребта является система высшего образования и ее базовые центры – университеты. Смогут ли они быстро и адекватно измениться, правильно угадав направление изменений, чтобы не только выжить самим, но и обучать все остальное общество жить в изменившемся, а правильнее сказать, в меняющемся мире? Какими они должны стать? Какими должны быть руководители этих университетов? Это огромная проблема для всего мира, сильно усугубившаяся в нашей стране из-за двадцатилетнего недофинансирования, вымывания лучших людей и обветшания материальной базы.

Динозавры исчезнут – и на их место придут структуры нового поколения, университеты 2.0, которым будут соответствовать новые родовые признаки.

Если традиционный университет – это место, куда приезжают жить и учиться, то университет 2.0 сам придет к вам в удобное для вас время и в любое место. Вы сможете учиться внутри вашей обычной заполненной жизни.

В университете читают лекции? В 2.0 вы получите их для самостоятельного изучения, дополненные видео- и аудиоматериалами, возможностью потрогать металл или самому очутиться среди битвы Ватерлоо и командовать войсками. Общение с лектором для вас превратится в уникальную и ценную возможность задать свои вопросы настоящей звезде изучаемого предмета, практику, который обладает глубокими знаниями.

Университет определяет ваш социальный статус и дает профессию на всю жизнь? Это больше не работает. Университет 2.0 будет с вами всю вашу жизнь, постоянно подпитывая вас новыми знаниями про меняющийся мир, обучая вас новым и новым навыкам и компетенциям, используя которые вы будете плести уникальный и неповторимый узор своей судьбы. Вашу личную образовательную траекторию никто не сможет повторить, потому что для этого надо прожить всю вашу жизнь. Обучение не остановится до самой смерти, потому что даже переходу в мир иной надо учиться.

Мне скажут, что это ерунда. Человек ленив и не будет всю жизнь заставлять себя сидеть за партой, особенно когда он социально состоялся, воспитал детей, заработал денег. Согласен. В новом мире – а он уже среди нас – постоянно учиться будет надо далеко не всем. Более того, скорее всего подавляющему меньшинству. Может быть, 1% населения Земли. Но этот 1% будет определять всё. Каждый выберет сам, как он будет жить.

Автор – руководитель комитета по стратегии Российского управленческого сообщества; бывший заместитель председателя правительства Свердловской области

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more