Линор Горалик: Кринолин в офис

Удивительное свойство модных советов: они позволяют что угодно вписать в уже существующие устои

Быть одетым «правильно» зачастую означает быть «правильным» членом общества: умным, успешным, сильным, привлекательным, порядочным, наконец

Ножку нескладного вида обуй в башмачок белоснежный, / Голень, что слишком худа, всю ремешками обвей. / Слишком высокие плечи осаживай тонкой тесьмою; / Талию перетянув, выпуклей сделаешь грудь», – советовал Овидий римлянкам в третьей книге Ars amatoria. Написанный в самом начале нашей эры, этот труд среди прочего содержал множество указаний для мужчин и женщин, желающих казаться привлекательными. Две тысячи лет спустя жанр «советов стилиста» – то есть назидательных поучений, что и как следует носить, – может считаться одним из самых ходовых, базовых жанров модной прессы.

«С чем носить зеленое платье», «Как ходить на платформах» (буквально – инструкция по переставлению ног), «До какого возраста можно носить узкие джинсы», «Как не выглядеть дешево»... Один из текстов, замеченных автором этой колонки, назывался «Почему не следует слушаться модных советов». Он давал десять советов о том, как отличить настоящие модные советы от ненастоящих. Ненастоящие, по его словам, «не вызывают у вас желания стать лучше».

Именно на этом – на нашем желании «стать лучше» – и паразитируют бесконечные модные советы. Сегодняшняя культура так плотно связывает в общественном сознании внешний облик человека и его персональные качества, что быть одетым «правильно» зачастую означает быть «правильным» членом общества: умным, успешным, сильным, привлекательным, порядочным, наконец. Беда в том, что при том темпе, с которым сегодня сменяется «модное» и «немодное», потребитель нередко чувствует себя растерянным перед обилием мелькающих вещей, марок и стилей. Это обилие, по большому счету, должно было бы создавать у нас впечатление, что сегодня в выборе костюма невозможно сделать ошибку. На самом же деле мы интуитивно понимаем, что язык костюма, как и любой другой язык, допускает огромное количество нюансов. В такой ситуации желание прибегнуть к совету кажется в высшей степени естественным – вот только к какому?

Конкурируя друг с другом за внимание читателя, fashion-эксперты зачастую создают все новые и новые параметры соответствия или несоответствия костюма положенной норме. Это и отличает «советчика» от читателя: подразумевается, что существует эта самая «норма» и советчик знает о ней все. Более того, подразумевается, что советчику известны магические способы приведения к этой норме любого явления, имеющего отношение к нашей внешности или нашему костюму, будь то слишком узкие плечи или внезапно вошедшие в моду вязаные гамаши. В этом и заключается главное удивительное свойство модных советов: они дают возможность нормировать, сгладить, усреднить и вписать в уже существующие устои абсолютно что угодно.

С их помощью разрешается конфликт двух самых парадоксальных требований, которые сегодняшняя культура предъявляет к нашему костюму: требований «одеваться, как надо» и «быть самим собой». Модные советы побуждают нас к тому, чтобы быть собой строго в пределах нормы, отведенной другими. Желаете эпатировать окружающих кринолинами? Пожалуйста: надевая кринолин в офис, не раскрывайте его шире, чем на 1-1,2 метра в диаметре. Отдавайте предпочтение сдержанным цветам ткани, помните, что цветы и кружева на верхней юбке помешают относиться к вам всерьез. Складной кринолин будет особенно уместен, если у вас небольшой кабинет или если ваш компьютерный стол стоит близко к двери. Впрочем, если у вас слишком узкие плечи, лучше предпочтите кринолину вязаные гамаши неброских, офисных цветов. К поясу можно прикрепить небольшую брошь. Но только небольшую. Получится очень индивидуально, но в то же время сдержанно. Нормально так.