Михаил Минаков: Эпоха посткоммунизма на Украине завершилась

Граждане Украины забыли уроки прошлого и готовы к повторению трагедий ХХ века

В дебатах после нынешних выборов один известный украинский политик проговорился: «Выборы закончились, время говорить правду!» Стоит прислушаться к призыву новоизбранного депутата и трезво посмотреть на то, что произошло в Украине в начале третьего десятилетия ее независимого существования.

По еще не завершенным данным подсчета голосов (к моменту написания текста ЦИК обработал 98% бюллетеней), в Верховную раду Украины прошли:

– Партия регионов (правящая партия) с 30% партийных мест;

– объединенная оппозиция «Батькивщина» (союз обломков партии Юлии Тимошенко с группой Арсения Яценюка и рядом некогда оранжевых политиков) с 25%;

– партия Виталия Кличко (новая лидерская партия с неопределенно популистской программой) с 14%;

– коммунисты с 13%;

– нацисты (ВО «Свобода») с 10%.

Подсчет оставшихся бюллетеней уже не изменит соотношения голосов.

Международные и украинские наблюдатели пытаются прийти к какой-то единой оценке прошедших выборов. Но украинским парламентским выборам невозможно дать одну оценку. Нынешние выборы объединяли партийный подход с мажоритарным. Несмотря на хорошую техническую подготовку процедуры голосования с достаточно полным реестром избирателей, открытыми партийными списками и видеокамерами на участках, эти выборы вернули страну к манипуляциям, основанным на применении админресурса, дезинформации избирателей и непрозрачном подсчете голосов. Неоднозначность этих выборов заключалась в их системной двойственности: на этот раз у нас были показательные партийные выборы для Запада и мажоритарные выборы в лучших традициях «лихих 1990-х».

Демократический фасад партийной конкуренции

Партийные выборы прошли на уровне демократического минимума. Действительно, конкуренция между партиями была. Украинский избиратель мог выбирать из 22 партий, которые хотя и были ограничены в доступе к СМИ, но при условии надлежащей штабной работы могли донести основные положения своих программ. И все же доступ к СМИ у оппозиции был ограничен. Местные власти делали немало, чтобы помешать встрече оппозиционных лидеров с избирателями.

В результате сложного избирательного процесса идеологическая палитра нового парламента будет иметь немало необычных «цветов».

Прежде всего следует отметить отсутствие в этой палитре партий, которые отстаивали бы демократические ценности. В прошлом основными демократическими партиями были политические организации, объединявшие национал-патриотические идеи с набором демократических ценностей. Нынче же бывшие национал-демократы окончательно потеряли право на «демократическую приписку». Основное содержание кампании объединенной оппозиции касалось прав своих лидеров. Сотни тысяч украинцев, которые попадают в тюрьму по тем же процедурам, что и оппозиционные лидеры, не вызвали интереса со стороны активистов ОО. На последних выборах и риторика, и основные послания осколков оранжевых партий, слившихся в объединенной оппозиции, не были приправлены даже обычной демократической риторикой. Логичным следствием этого «поправения» бывших нацдемов стало подписание договора о сотрудничестве со «Свободой», партией нацистского толка. Впервые с 1990 г. в стенах Верховной рады не будет демократических сил.

Еще одной новостью является то, что украинцы отдали тоталитарным партиям 25% партийных мест в партийной части своего парламента. Нацисты с коммунистами пришли в Раду под откровенно тоталитарными лозунгами. Это значит, что эпоха посткоммунизма завершилась. Наши сограждане забыли уроки прошлого и готовы к повторению трагедий ХХ в.

Кроме того, впервые в Украине относительное большинство партийных мандатов отдано правящей партии. Руководители Партии регионов сумели консолидировать политический режим. Большая часть украинских граждан готова платить своими политическими, социальными и экономическими правами за призрачную стабильность.

Невнятность позиции мягко-популистского «Удара» позволило еще более 10% украинских избирателей перенести свои фантазии на политика-боксера и поддержать молодую партию. Если бы «ударовцам» удалось удержать господина Кличко от публичных выступлений, эта поддержка могла бы оказаться даже более существенной.

Партийные выборы привели в парламент партии, которые не оставляют особых надежд на демократическое будущее Украины. Демократический фасад режима был продемонстрирован международным наблюдателям, в первую очередь Западу. В этой части Украина показала, что политическая конкуренция и идеологический плюрализм сохранены. Однако демократическое содержание из политической системы было удалено.

Мажоритарная жуть

Выборы в одномандатных округах показали, что политическая борьба на местах легко возвращает страну к дичайшим формам «войны всех против всех».

Фокус-группы, проведенные весной 2012 г., показывали, что граждане возлагают больше надежд именно на мажоритарные выборы. Прошлые выборы (в 2006 и 2007 гг. выборы проходили исключительно на партийной основе) разорвали связь избирателей с депутатами: партии даже не публиковали свои списки, а избранники разучились общаться с согражданами. В гиперцентрализованном украинском государстве, где общины лишены минимума самоуправления, народ парадоксальным образом считал мажоритарные выборы справедливыми. Такие выборы воспринимались как время, когда местные общины могли торговаться относительно собственных интересов с политиками. Конечно, эта торговля касалась цены отказа от гражданских прав. Мажоритарные выборы не имели связи с политическим содержанием представительства интересов групп избирателей. Однако эти выборы имели социально-психологическую ценность признания политической системы хотя бы отчасти справедливой.

Именно в рамках выборов по одномандатным округам происходили радикальные нарушения правил во время кампании и во время подсчета голосов. Начиная с нарезки округов, «завода» бюджетных средств на имиджевые проекты провластных кандидатов в округа и подкупа избирателей и заканчивая техниками «правильного подсчета волеизъявления» и участием «боевых групп» в прикрытии фальсификаторских действий председателей комиссий.

Интересно, что на мажоритарных округах протестные настроения избирателей легко канализировались в поддержку именно тех кандидатов, которые причастны к созданию социально-экономических причин этих настроений. Возвращение политики в регионы начиналось с надежд пообщаться с будущими депутатами, а завершилось очередным радикальным развращением. Особое разочарование заметно на урбанизированном востоке и юге, где половина граждан отказалась идти голосовать.

Поражает голосование в Киеве, где большую часть мандатов получили кандидаты от объединенной оппозиции. Ни один «регионал» не получил победы, несмотря на затяжной – трехдневный – подсчет голосов.

Однако в целом по мажоритарным округам правящая партия смогла провести столько депутатов, сколько нужно для получения безусловного большинства в Верховной раде. Если вспомнить историю сотрудничества компартии с Партией регионов и парламентскую традицию перехода депутатов из оппозиции в правящую коалицию, можно с уверенностью сказать, что президент Виктор Янукович по важнейшим вопросам может получать поддержку конституционного большинства (300 голосов) в новом парламенте.

Поминки по демократии

В последнее время количество граждан, которые скрывают свой выбор даже в анонимных опросах, значительно увеличилось. Это значит, что люди на личном уровне прекрасно понимают, к чему идет дело, и переходят к практике индивидуального выживания. Украинские граждане принимают историческую судьбу с неоправданным стоицизмом.

Нынешние парламентские выборы проходили под лозунгом «Этот Совет ненадолго!». Зная, что все самые длительные процессы в нашей истории проходят именно под такими лозунгами, можно ожидать в Украине четыре года нерепрезентативной демократии. Следует признать, что мы страна, демократическое будущее которой под большим вопросом.

Автор – президент Фонда качественной политики, Киев