Статья опубликована в № 3225 от 07.11.2012 под заголовком: Пенсионная реформа: Как взять новую высоту

Кирилл Дмитриев: Новый взгляд на пенсионную реформу

Разговоры о будущем российской пенсионной системы похожи на попытку спортсмена взять новый мировой рекорд по прыжкам в высоту, не используя при этом шеста. Активно обсуждается вопрос о том, что делать с накопительной частью пенсии, нужна она или нет. При этом до сих пор не созданы все условия и необходимые инвестиционные инструменты, для того чтобы накопительная часть пенсии приносила максимально высокий доход. Нужно дать спортсмену в руки шест (а пенсионной системе – необходимые инструменты) и посмотреть, как он будет прыгать, перед тем как принимать решение о его дисквалификации.

На мой взгляд, главная проблема вообще не в размере накопительной части пенсии, которую, безусловно, необходимо сохранить. Вопрос должен ставиться намного шире: как нам существенно увеличить доходность всех накоплений в российской пенсионной системе. У Пенсионного фонда России (ПФР) сегодня не так много надежных инструментов с высокой доходностью. Если мы сможем найти для ПФР такие инвестиционные механизмы и внедрим их в жизнь, то сразу решим целый ряд очень важных задач. Пенсионные сбережения граждан, включая накопительную часть пенсии, будут стабильно преумножаться. Одновременно эти значительные инвестиционные ресурсы будут инвестироваться внутри страны, создав дополнительные инструменты внутреннего российского рынка долгосрочного капитала, которые дадут мощный рывок для роста всей экономики России. Необходимость ломать копья вокруг размера накопительной части пенсии отпадет сама собой. Нужно лишь отнестись к дискуссии о будущем пенсионной реформы как к уникальному шансу, который позволяет нам обдумать и создать максимально эффективные инструменты пенсионных накоплений.

О высокой доходности современной пенсионной системы в России говорить сейчас сложно. На сегодняшний день 63% почти от 1,5 трлн руб. средств под управлением ПФР инвестировано в низкодоходные государственные ценные бумаги, 15% – в облигации, 11% – в рублевые депозиты. При этом не используется потенциал пенсионной системы как колоссального источника инвестиционных ресурсов; наша задача – создать условия и внедрить инструменты для реализации этого потенциала с максимальной отдачей.

Ситуация с пенсионной системой во многих западных странах еще сложнее, чем в России. В США дефицит пенсионных фондов бюджетных работников крупнейших штатов превышает $1 трлн. В результате правительства отдельных штатов вынуждены принимать ряд непопулярных мер – например, увеличивать пенсионный возраст и обязательные отчисления работников из заработной платы.

В России бремя финансирования Пенсионного фонда полностью лежит на работодателе: он обязан выплачивать 22% от начисляемой зарплаты в Пенсионный фонд (16% на выплату текущих обязательств, а 6% – в накопительную часть для сотрудников, родившихся после 1966 г.), при этом отчисления сотрудника из зарплаты по-прежнему остаются добровольными. Для сравнения: во Франции ставка для работодателя превышает 32%, а в Италии и Испании – 31%. Во многих странах Европы работники обязаны делать дополнительные пенсионные отчисления из собственной заработной платы: 9,9% – во Франции, 12,1% – в Греции и 20,43% – в Германии.

В этой статье мне хотелось бы предложить пять мер, которые обеспечат надежность вложений средств пенсионных накоплений и фонда национального благосостояния (ФНБ), повысят их доходность и одновременно увеличат долю вложений в реальный сектор российской экономики.

1. Новые инструменты. Необходимо создать для государственной пенсионной системы новые механизмы с привлекательным инвестиционным профилем, способные обеспечить предсказуемый и стабильный денежный поток. Ими могут стать инфраструктурные облигации, инфраструктурные фонды и индексные фонды.

Инфраструктурные облигации, о создании которых в последнее время так много говорят, как ни странно, уже работают в России. Программа госгарантий Российской Федерации по займам компаний на осуществление инфраструктурных инвестиционных проектов реализуется в федеральном бюджете с 2009 г. Так, Северо-Западная концессионная компания уже выпустила облигационный заем на сумму 10 млрд руб., обеспеченный госгарантией РФ, и в ближайшее время планирует выпустить еще один – на 4,5 млрд руб. За это время корпоративные инфраструктурные облигации успешно разместила ОАО «РЖД», ГК «Автодор», этот механизм был применен для отдельных автодорожных проектов. С учетом потребности нашей страны в обновлении транспортной инфраструктуры очевидно, что эти вполне доходные и надежные инструменты, риски по которым гарантированы государством, будут использоваться все активнее. При этом крайне важно, чтобы отбираемые для этих целей инфраструктурные проекты были действительно интересны инвесторам и могли приносить стабильный и предсказуемый доход.

Инфраструктурные фонды позволяют инвесторам размещать длинные деньги в низкорискованные активы, связанные с объектами публичной инфраструктуры: те же платные дороги и мосты, аэропорты, морские порты и т.д. Многие пенсионные фонды Австралии, включая фонды для военнослужащих, с 1996 г. инвестируют свои средства в Macquarie Global Infrastructure Fund – один из известнейших в мире инфраструктурных фондов, с которым Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) делает успешные совместные инвестиции в России. Вложение средств в инфраструктурные фонды – обычная практика для пенсионных фондов из Канады и США, таких как Teacher Retirement System of Texas, California Public Employees' Retirement System, The Canadian Pension Plan Investment Board, Ontario Municipal Employees' Retirement System.

Индексные фонды – это пример пассивного инструмента, который привязан к рынку акций отдельно взятой торговой площадки. Во всем мире управляющие активами прибегают к инвестициям в фонды мировых индексов акций – S&P500, FTSE100, Nikkei225, индексные фонды и на российские MICEX и RTS только начали развиваться. Согласно статистике, индексные фонды часто превосходят по доходности фонды акций в активном управлении. Например, трехлетняя доходность индексного фонда S&P500 составила 13,5%, а за 10 лет – 6,4%. При этом могут появляться и новые специальные индексы, например ориентированный на несырьевые, высокотехнологичные компании.

Все перечисленные инструменты – инфраструктурные облигации и фонды, индексные фонды – смогут гарантировать хорошую доходность и одновременно позволят инвестировать значительные средства пенсионной системы в российскую экономику.

2. Определенный процент от средств ПФР, равно как и ФНБ, может быть инвестирован и в акции компаний, котирующихся на Московской бирже. Инвестировать часть государственных пенсионных средств в акции – совершенно нормальная практика для многих стран мира. В Корее и Малайзии пенсионные фонды являются крупнейшими инвесторами на фондовом рынке своих стран. Пенсионный фонд Гонконга держит более 55% своих активов в акциях.

Хорошим примером эффективного управления пенсионными средствами и баланса между акциями и менее рискованными инструментами могут служить Нидерланды. В период с 2003 по 2007 г. средняя доходность пенсионных фондов в реальном выражении составила 7,1% годовых. В период турбулентности на фондовых рынках с 2008 по 2011 г. благодаря грамотной инвестиционной политике средняя доходность составила 4,4%, а в 2011 г. она вновь вернулась к 8,2%. При этом управляющие имели возможность своевременно реагировать на рыночную конъюнктуру, что отражалось в структуре портфеля – в период с 2008 по 2010 г. доля акций сжималась с 37 до 19%, уступая место инструментам с фиксированной доходностью, и восстановилась к 34% по результатам 2011 г.

3. Негосударственные пенсионные фонды должны получить дополнительные стимулы для инвестирования своих средств в акции и новые инфраструктурные инструменты. Логичным шагом может стать отмена требования для негосударственных пенсионных фондов компенсировать из собственных средств убытки после каждого конкретного года. Стоит также подумать о возможности отказаться от 5%-ного ограничения на инвестиции в один тип акций, которое сейчас действует для НПФ. Указанные ограничения приводят к отсутствию долгосрочного взгляда на инвестиции у негосударственных пенсионных фондов. В то же время надо обеспечить качественное регулирование негосударственных пенсионных фондов, с тем чтобы оно соответствовало лучшим мировым стандартам.

4. Нужно активно привлекать иностранных инвесторов к вложению средств в инфраструктурные облигации, индексные и инфраструктурные фонды России. Общий объем долгосрочного капитала, находящегося под управлением международных инвесторов, составляет около $30 трлн. С учетом кризисных тенденций в экономике США и еврозоны часть этих средств уже сейчас может быть инвестирована в новые российские инструменты. РФПИ активно работает и уже совершил целый ряд сделок с американским фондом BlackRock, под управлением которого находится $4 трлн. Этот, как и другие аналогичные фонды, вполне можно рассматривать как успешного соинвестора средств российской пенсионной системы в инфраструктурные облигации и российские акции.

5. Необходимо продолжить развивать Московскую биржу. Реформа пенсионной системы может стать катализатором ее превращения в ведущий региональный финансовый центр, а затем и мировой. Достаточно посмотреть на пример Варшавской фондовой биржи. После того как польские пенсионные фонды смогли инвестировать до 40% активов на местном фондовом рынке, его ликвидность существенно выросла, а Варшавская биржа стала лидером среди бирж Центральной и Восточной Европы. Сегодня капитализация котирующихся на ней компаний составляет 142 млрд евро. Биржа должна стать активным участником создания новых продуктов для инвестирования средств пенсионной системы, таких как индексные фонды. Именно на Московской бирже должны реализовываться ключевые приватизационные сделки, в которые также могут быть инвестированы пенсионные накопления. Биржа должна стать одним из ключевых инструментов по реализации описанных выше шагов.

От реализации пяти предложенных мер выиграют все.

Финансовые рынки получат большую ликвидность и прозрачность внутреннего рынка ценных бумаг как за счет внедрения новых продуктов, так и благодаря увеличению веса российских акций в имеющихся активах международных инвесторов.

Экономика страны и бизнес обеспечат себе надежное долгосрочное финансирование для осуществления крупных инфраструктурных проектов. Строительство новых дорог, мостов, морских портов, обновление аэропортов и иной инфраструктуры, в свою очередь, станут драйвером для нового экономического роста, создания новых рабочих мест. Наличие международных инвесторов приведет к большей прозрачности инфраструктурных вложений.

Государство сможет надежно защитить и преумножить пенсионные накопления наших граждан через прибыльные инвестиции. Доступ пенсионных капиталов на фондовый рынок позволит участникам пенсионной системы получать доход вместе с ростом российской экономики.

У России есть уникальный шанс именно сейчас в рамках дискуссии о будущем пенсионной системы создать надежные инструменты для доходных инвестиций в экономику нашей страны, что, в свою очередь, может стать мощным фактором внутреннего роста в условиях нарастающих кризисных тенденций в мировой экономике.

Если даже часть из описанных выше мер будет реализована, Россия сможет уверенно выступать на соревнованиях по прыжкам с шестом и ставить новые рекорды.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать