Статья опубликована в № 3225 от 07.11.2012 под заголовком: Максимальный ретвит: Протестные медиа в кризисе

Илья Клишин: Оппозиционные журналисты и блогеры пока разобщены

В негодность приходят медиа протестного движения в России. Коэффициент полезного действия нынешней системы обмена информацией среди оппозиции и сочувствующих ей граждан катастрофически низок. Сама же она напоминает скорее броуновское движение.

Сейчас дело обстоит так. Волонтеры информационного фронта – журналисты. К ним примыкают популярные блогеры и политики, преуспевшие в социальных сетях. Все вместе они от случая к случаю ведут агитационную и просветительскую работу как могут, повторяя те же приемы, полагаясь на авторитет все тех же лидеров мнений. На деле же эти ресурсы практически исчерпаны и дают сейчас скорее отрицательный результат – раздражение.

Несколько месяцев назад оргкомитету акций за честные выборы был вынесен диагноз, приведший к выборам в координационный совет (КС): непрозрачная тусовка. Этот же диагноз вполне применим и к сообществу журналистов и блогеров, так или иначе помогающих протестному движению. Те же кулуарные договоренности, пиар по дружеской просьбе, кросс-промо и проч. (Чтобы не было разночтений, подчеркну: меня это тоже касается.)

Прошедшие праймериз российской уличной оппозиции еще и редкий пример институционального выхода из кризиса. Проще говоря, для решения проблемы не был привлечен диктатор, а был создан выборный орган. Для отечественного сознания куда более привычен персоналистский подход. Виноват лично Владимир Путин, но вот придет оппозиционер такой-то – и заживем. То же и с медиа. На замечание «плохо работает» в этой логике следует ответ: значит, скверные специалисты этим занимаются, нужны другие. Но с точки зрения эффективного менеджмента может быть достаточно реорганизации имеющихся ресурсов.

Построение общегражданского политического волонтерского СМИ, подконтрольного избирателям в КС и просто участникам митингов, – задача сложная, с учетом репрессий чреватая опасностями, но тем не менее необходимая. Нынешняя, «броуновская» система оппозиционных медиа состоит из столь огромного количества плохих фильтров информации, что конечный потребитель получает обычно белый шум. И это уже не говоря о том, что организационных возможностей у многочисленных страниц с названиями вроде «Все об оппозиции в России» практически ноль.

Всего один технический пример. В Москве и Петербурге давно получили распространение сервисы веб 2.0: сейчас легко узнать, где поесть и развлечься, куда сходить в кино и на лекцию, но нет даже самого простого сервиса «афиши протестных действий». И это после года массовых митингов и шествий!

Такой оппозиционный медиаресурс, если он, конечно, будет создан, должен быть подчеркнуто прозрачен в отличие от всех существующих структур и финансироваться людьми напрямую – через краудфандинг. Речь не идет о печатном органе КС. Скорее самостоятельным журналистам, блогерам и многочисленным сообществам нужен свой координирующий, но при этом гласный орган, который бы состоял из людей с разными мировоззрениями – левых, либералов, националистов. Впрочем, едва ли стоит ждать, что все эти люди станут штатными сотрудниками оппозиционного боевого листка, но если удастся добиться их публичного взаимодействия, это уже будет шаг вперед. Впрочем, пока поводов для оптимизма немного. Предпосылок к тому, что описанное произойдет само собой, нет.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать