Игорь Цуканов: Роскомнадзор на конкурента

Интересную статистику привел вчера Роскомнадзор, ведущий черный реестр сайтов с вредным контентом (детским порно, пропагандой самоубийств, наркотиков и т.п.). С 1 ноября, когда реестр начал действовать, заблокирован 41 ресурс, но список сайтов, содержащих противоправную информацию, в 4,5 раза шире. А заявок от доброжелателей, выявивших в интернете вредные, по их мнению, сайты, еще на два порядка больше – 8500, сообщил вчера заместитель руководителя надзорного ведомства Максим Ксендзов (его слова приводит «Интерфакс»).

Такая разница в цифрах закономерна. Она должна сохраниться и впредь. Ясно, что людей и организаций, желающих «настучать» «органам» (в данном случае в Роскомнадзор) на кого-то – например, на конкурента, – немало. Так же ясно, что их сообщения должны тщательно проверяться сотрудниками Роскомнадзора, что и происходит, – в результате большая часть заявок отсеивается. Около 80% заявок необоснованны или повторяются, уточнил вчера Ксендзов.

За две недели с момента вступления в силу закона, вводящего черный реестр, уже стало известно о нескольких ошибках. Например, «Известия» сообщили о включении в реестр одного из разделов сайта pobedish.ru, который эксперты первоначально сочли пропагандирующим суицид. Однако выяснилось, что речь идет о православном сайте, который, наоборот, направлен на предотвращение самоубийств и помощь людям, находящимся на грани непоправимого шага. Сайт по-прежнему действует, хотя смущавшего экспертов Роскомнадзора раздела «Способы самоубийств» там сейчас нет.

Даже выявив сайт, содержащий действительно вредную информацию, Роскомнадзор по закону обязан дать его владельцу шанс исправиться и удалить соответствующую страницу добровольно. Если тот отказывается, тогда страница (или весь сайт) блокируется принудительно. «Через трое суток, если мы не получаем ответ, мы включаем его в черный список», – цитирует «Интерфакс» Ксендзова.

Так что разница в цифрах естественна. Другой вопрос, справится ли Роскомнадзор с таким наплывом заявок и с таким количеством ресурсов, которые нужно заблокировать. Точнее говоря – не возникнет ли у него искушения передоверить эту работу какой-нибудь сторонней организации (по закону это можно), благо желающие есть. И нынче-то многие опасаются, что черный реестр может стать инструментом по закрытию неугодных сайтов, блогов и т.п. А если его будет вести негосударственная, но близкая к государству организация (другой не доверят), мы рискуем получить еще и инструмент конкурентной борьбы.