От редакции: Коммерческий ГУЛАГ

Волнения в Копейской колонии в Челябинской области продолжаются. В субботу несколько сотен заключенных протестовали против избиений и потребовали смягчить режим, освободить несколько человек из штрафного изолятора. Не применяя насилия к сотрудникам колонии, они заняли одну из вышек и вывесили лозунг с просьбой о помощи. В тот же день от 300 до 400 родственников осужденных прибыли в Копейск. Спецподразделения полиции, по словам координатора сайта Gulagu.net Оксаны Труфановой, жестоко разогнали собравшихся. Многие из них, в том числе сама Труфанова, вынуждены были обратиться за медицинской помощью. Вчера вечером появились сообщения о начале штурма колонии силами спецназа ФСИН и ОМОНа.

Версии причин произошедшего регионального управления службы исполнения наказаний (ФСИН) и правозащитников диаметрально различаются. По мнению ФСИН, заключенные требовали неправомерного освобождения нарушителей внутреннего порядка и смягчения режима. По словам родственников и правозащитников, избиение заключенных стало детонатором недовольства, скопившегося из-за беззаконий последних месяцев: у осужденных вымогали деньги для смягчения условий, требовали под угрозой насилия отказаться от ранее поданных жалоб и исков в суд.

Противоречивыми остаются и данные о развитии событий. «Осужденные, участвующие в акции протеста, как они сами называют происходящее, никаких противоправных действий не предпринимают... Предпринимать силовых акций воздействия мы также не будем», – утверждал руководитель пресс-службы УФСИН Иван Мишанин. Объективную картину событий составить трудно. В колонию вопреки закону «Об общественных наблюдательных комиссиях» не допустили членов региональной ОНК Александра Юрина и Дину Латыпову. Для выяснения ситуации в город отправилась группа сотрудников аппарата уполномоченного по правам человека Владимира Лукина.

Ситуация напоминает события мая 2008 г., когда сотрудники другой колонии в Копейске издевались над заключенными. «Насилие сопровождалось откровенным издевательством над потерпевшими (они были полностью обнажены, по транзитно-пересылочному пункту передвигались <...> преимущественно ползком, их заставили чистить туалет зубной щеткой», – указал впоследствии суд.

Четверо из избитых скончались, а затем был инсценирован бунт осужденных.

Только после вмешательства правозащитников было возбуждено уголовное дело о превышении полномочий против 18 сотрудников УФСИН. В мае 2011 г. Челябинский облсуд осудил 8 тюремщиков на сроки от 5 до 12 лет, остальные (в том числе бывший начальник управления генерал Владимир Жидков) получили условные сроки.

Приговор не привел к очищению уголовно-исполнительной системы. По мнению эксперта Совета по правам человека, бывшего заключенного Владимира Осечкина, причина беззаконий в отечественной тюремной системе – бесконтрольность и безнаказанность сотрудников ФСИН. Декларации прежнего руководителя ФСИН Александра Реймера об открытости перед обществом и гуманизации системы остались словами. Администрация многих колоний по-прежнему считает заключенных «лагерной пылью», не допускает к ним членов ОНК и адвокатов, цинично попирает законы. Даже без издевательств сотрудников ФСИН пребывание в российских тюрьмах становится пыткой для сотен тысяч людей, многие из которых оказываются в заключении по ложным обвинениям. Людям грозит заражение опасными болезнями, вылечить которые невозможно из-за недостаточного финансирования тюремной медицины. Отечественные правозащитники в докладе ООН о пытках отметили, что прокуроры и следователи за редкими исключениями формально отказывают в удовлетворении жалоб осужденных, опасаясь, что ужасы тюремного быта будут преданы гласности. Волнения в Копейске и других колониях показывает, что ГУЛАГ в России сохранился. Изменилась мотивация издевательств: вместо наказания «врагов народа» тюремщики создают условия для извлечения выгоды из своих полномочий – неформального улучшения режима осужденного или его досрочного освобождения.