От редакции: Почему российские выпускники идут в юристы

Пытаясь стимулировать инновации, модернизацию, технический «креативный класс», российские руководители не обращают внимания на институты общества. И даже порой противопоставляют технические инновации и работу институтов – дескать, первое возможно без второго. Работа «Таланты и их приложение» Леонида Полищука и Тимура Натхова из Высшей школы экономики показывает, что это не так.

Выбор будущей профессии абитуриентом – сложный процесс, который зависит от многих причин: уровня знаний, наличия известных вузов в регионе, интеллектуального уровня и благосостояния родителей. Но кроме личностных факторов на него влияет будущая среда, в которой предстоит работать.

Полищук и Натхов сравнили данные ЮНЕСКО о распределении выпускников по специальностям в 2010 г. с показателями гарантий собственности, распространения коррупции и безопасности ведения бизнеса в 95 странах мира. Оказалось, что сложившиеся в стране прочные гарантии собственности и высокое качество государства стимулируют приток талантливых студентов на специальности в сфере высоких технологий: массовых коммуникаций, разработки новых материалов, физики, биологии и др. В странах с низким качеством институтов продвинутые абитуриенты предпочитают факультеты, связанные с управлением и юриспруденцией, которые востребованы при получении распределяемых государством ресурсов и их защите. «Креативные» специальности менее востребованы из-за высоких рисков для ведения бизнеса и собственности.

Получилось, например, что в соседних Украине и Польше выбор абитуриентов диаметрально различен. В первой на юридических факультетах учится 8% студентов, на естественнонаучных – 4%, во второй – 2 и 7% соответственно. В России юридические профессии в 2010 г. получали 11% студентов, естественнонаучные – 5,8%.

В странах с экономикой, ориентированной на добычу ресурсов, а не на создание добавленной стоимости за счет развития технологий, образование позволяет добиться большего успеха в борьбе за ренту. Как ни парадоксально, в таких условиях формальный уровень образования может мешать росту экономики.