От редакции: Дела против коррупционеров - еще не борьба с коррупцией

Серия задержаний и арестов по делу о хищениях в петербургском ЖКХ показывает, что антикоррупционная кампания продолжается. Эксперты высказывают разные версии происходящего (см. статью на стр.04). Публичные разоблачения следователей и телепропагандистов заставляют задуматься о причинах, целях и возможных результатах этой кампании.

Главная проблема – перерастут ли громкие уголовные дела в системную борьбу с коррупцией или дело ограничится избирательным преследованием назначенных сверху виновных.

Рецепты успешной борьбы с коррупцией всем известны, но пока что власти предпочитают действовать спонтанно, игнорируя предложенные экспертами стратегии. В марте 2012 г. директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко предложил тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву создать специальное антикоррупционное бюро по примеру Гонконга, Сингапура или соседних Латвии и Литвы. В этих странах специальные структуры с высоким аппаратным статусом отслеживают возможные конфликты интересов, проверяют декларации о доходах и расходах и ведут расследования против госслужащих, подозреваемых в мздоимстве. Было и другое предложение – создать по итальянскому или британскому образцу специальную прокуратуру, занимающуюся делами, в которых замешаны высокопоставленные чиновники. Медведев отказался: он опасается, что «инородное либо превратится в неработающую структуру, либо превратится, извините, в бюро по сведению счетов между различными кланами и группировками». За работу с декларациями и сведениями о конфликтах интересов чиновников в России отвечает всего лишь один из департаментов Минтруда – ведомства, деятельность которого бюрократы высокого ранга привыкли игнорировать.

Как бы ни хотелось властям представить нынешнюю антикоррупционную кампанию как системную, но преследование отдельных (даже высокопоставленных) взяточников и расхитителей бюджета на стратегию не тянет. Потому что эта кампания никак не воздействует на причины коррупции, не пресекает ее корни.

Государственные телеканалы выборочно информируют население о результатах проверок доходов и имущества министров, депутатов и их ближайшего окружения. Отсутствие общих правил наводит на мысль об использовании антикоррупционной кампании в качестве инструмента зачистки истеблишмента от нелояльных или нарушивших аппаратные правила людей.

Но чисткой рядов по сталинскому образцу эту кампанию тоже не назовешь. Для проведения такой чистки необходим единый центр принятия решений и их неукоснительное исполнение, а у нас его нет.

Нынешняя кампания больше напоминает открытый сезон – как на охоте. Ясно, что спецслужбам разрешено использовать какую-то часть информации, которая у них давно была (правда, какую часть, кем разрешено и по какому принципу – мы не знаем, все решения принимаются непрозрачно). Действуют разные силовики: Следственный комитет, ФСБ, МВД, Госнаркоконтроль и Генпрокуратура. Каждый со своей повесткой, каждый мечтает укрепить свои позиции. Одного центра нет, потому что центральная власть слаба.

Как следствие, нынешняя кампания становится подобием всеобщей охоты бюрократических группировок друг на друга, жестокой борьбой за выживание. Происходит естественный отбор, как в живой природе. Однако естественный отбор – это процесс, от которого не изменяется окружающая среда. Это лишь конкуренция за наилучшее приспособление особи (или вида) к сложившимся природно-климатическим условиям. Коррупция не перестанет быть нормой жизни, вопрос состоит только о том, кто из игроков быстрее и лучше сумеет приспособиться к условиям существования.

Все это было бы забавно наблюдать, если бы коррупция не грабила каждого из нас каждый день. Государство, тем более современное, не должно жить по законам джунглей. Оно должно быть инструментом, состоящим из множества институтов, работающих по разумным, принятым людьми правилам.