От редакции: Зима как стихийное бедствие

Данные об обстановке и скорости движения на автомагистрали Москва – Петербург противоречивы. МЧС, ГИБДД и Росавтодор рапортуют о победе над четырехдневным многокилометровым (55 км на утро понедельника) затором в Тверской и Новгородской областях и нормальном движении большей части автотранспорта. Находящиеся на трассе водители сообщают, что движение на многих участках по-прежнему затруднено. Ситуация на автотрассе обсуждалась на высшем уровне: у премьера Дмитрия Медведева и министра по чрезвычайным ситуациям Владимира Пучкова.

Затор, в котором только большегрузных автомобилей было более 4000, возник из-за комплекса причин. Сильнейший снегопад, как показали зимы 2009/10 и 2010/11 гг., способен затруднить трафик в любой стране. Снежные бури и ледяные дожди вызвали серию ДТП и заторы в Польше, Германии, Швеции и Франции. Однако в этих странах последствия стихии не были столь драматичными благодаря заблаговременной подготовке дорожной сети и всех служб к возможной чрезвычайной ситуации. Проблемы восстановления движения, эвакуации застрявших машин и их пассажиров решались перенаправлением транспортных потоков на другие магистрали, сосредоточением снегоочистительной техники (в том числе армейской) и людей для очистки дорог.

В России это оказалось затруднительным. Часть вины лежит на водителях и владельцах компаний-перевозчиков, вовремя не обувших большегрузные машины в зимние покрышки или не оборудовавших их цепями противоскольжения. Но это лишь часть проблемы. Снежная буря и обледенение одной из ключевых автомагистралей страны продемонстрировали низкое качество работы ведомств, отвечающих за готовность дорог к зиме. Опубликованное в начале ноября сообщение Росавтодора «Службы, техника и люди готовы к борьбе со снежной стихией» выглядит издевательством. Миллиарды рублей, выделенных на строительство и улучшение автодорог, не привели к возведению достаточного количества дублеров наиболее напряженных трасс, расширению придорожной инфраструктуры (стоянок, гостиниц, АЗС), приобретению достаточного количества техники. Водителей с опозданием предупредили о возникновении пробок. Кроме того, налицо плохая координация служб, ответственных за помощь терпящим бедствие. У МЧС и ГИБДД не оказалось общей системы оповещения. Отсутствовал и единый центр, способный привлечь ресурсы других ведомств. Как следствие, имеющиеся снегоуборщики и тягачи долго добирались до места, а армейские вертолеты и спецтехнику с аэродрома в Торжке не задействовали в спасательной операции.