Эрик Берглоф: Преимущества накопительных пенсий очевидны

Госдума одобрила бюджет Пенсионного фонда России без сокращения накопительной части пенсии в 2013 г. с предоставлением выбора увеличения накопительной части до 6% с 2014 г. Этому решению должны быть рады как будущие пенсионеры России, так и участники рынка капитала в стране. Оно дает надежду на то, что достижения пенсионной реформы последних лет не будут напрасными. В то же время сокращение накопительной части с 2014 г. до 2% для участников ПФР вызывает опасения. Дополнительный срок на обсуждение пенсионной системы России позволит еще раз внимательно рассмотреть основные параметры реформы.

Существующая в России пенсионная система, в принципе, структурирована хорошо. Она основана на модели, которая является стандартной для развивающихся рынков, а также для большинства стран ОЭСР. Это сочетание государственной солидарной системы и накопительного компонента. Первый компонент финансируется из государственных доходов и предоставляет гарантированную базовую пенсию для всех граждан. Второй компонент финансируется из обязательных отчислений граждан (в настоящее время 6% от дохода работающего человека) и дает переменную – и потенциально более высокую – доходность в зависимости от того, во что будут вложены накопленные средства.

Преимущества накопительной пенсионной системы хорошо известны тем странам, которые ее внедрили. Пенсионные сбережения граждан выигрывают от опыта профессиональных управляющих и от диверсифицированных вложений в широкий диапазон финансовых активов. И пенсии оказываются выше, чем у тех, кто опирается на распределительную государственную систему, где накопления происходят за счет налоговой базы страны. Долгосрочные инвестиционные доходы пенсионных фондов в таких странах, как Норвегия и Чили, демонстрируют эти преимущества, особенно по мере того, как пенсионные сбережения начинают инвестироваться в акции и другие более доходные активы.

Однако первые годы периода перехода к накопительной системе могут быть дорогостоящими для государства. Это связано с тем, что некоторые граждане начинают делать сбережения на своих частных счетах в то время, как большинство участников все еще получают оплату в полном объеме в рамках государственной распределительной системы. Однако как только оба компонента будут сформированы в полном объеме – государственные финансы приобретут более устойчивую основу.

Россия сейчас находится в самой острой фазе такого перехода, как раз в тот момент, когда доход от финансовых активов невысок, а государственный бюджет испытывает давление в среднесрочной перспективе. В последние годы некоторые развивающиеся страны Европы, столкнувшиеся с такой неопределенностью, отреагировали ликвидацией своих частных пенсионных фондов (тем самым получив внезапную бюджетную прибыль) или регулированием частных пенсионных фондов до такой степени, что это подрывает саму цель их существования.

Польша, например, в прошлом году резко сократила уровень обязательных пенсионных отчислений, хоть и оставила при этом возможность его повышения в последующие годы. Также планируется дальнейшая либерализация ограничений инвестиций для пенсионных фондов. В Польше представлены самые большие пенсионные фонды Восточной Европы – созданные в 1999 г., сейчас они составляют примерно 12% от ВВП. Сейчас также рассматривается возможность разрешить инвестировать эти средства в новые инфраструктурные проекты правительства.

У российской бюджетной политики есть возможность предотвратить такую скороспелую реакцию и при этом обратить пенсионные средства в важную движущую силу национального развития. Россия имеет дополнительное преимущество в виде здорового темпа экономического роста, который создает условия для построения зрелой пенсионной системы.

Развивающиеся рынки характеризуются тем, что финансовые контракты имеют очень небольшую продолжительность. Однако потребности в финансировании – в первую очередь в инфраструктуру, научные исследования и развитие или инновации – требуют именно долгосрочных вложений, источников которых в настоящее время недостаточно.

Являясь крупным инвестором в инфраструктуру России, моя организация, Европейский банк реконструкции и развития, очень хорошо понимает, что такая недостаточность долгосрочного финансирования является серьезным препятствием, сдерживающим развитие России.

Именно поэтому мы поддерживаем развитие рынков капитала в России уже в течение нескольких лет. Правительство работает над дальнейшим развитием Москвы как финансового центра, и ключевым приоритетом в этом является развитие отечественных долгосрочных институциональных инвесторов.

Пенсионные фонды выступают в качестве связующего звена между сбережениями и потреблением на разных этапах жизни работающего человека, причем зачастую инвестиционный горизонт составляет 40 лет. Как таковые они могут сыграть именно роль долгосрочных институциональных инвесторов, особенно после того, как правительство расширит диапазон инструментов для инвестиций, доступных для пенсионных фондов, – вопрос, который в настоящее время рассматривается.

Основным условием является то, что портфельный риск пенсионных фондов должен соответствовать тому риску, который человек, который делает отчисления (т.е. будущий пенсионер), готов на себя принять. Такой риск традиционно снижается по мере того, как бенефициар приближается к своему пенсионному возрасту.

Инфраструктурные активы, которые, по существу, дают доход, соответствующий росту ВВП страны, являются подходящими долгосрочными активами для инвестиций со стороны пенсионных фондов и на самом деле быстро растут в доле крупных пенсионных фондов Австралии и Канады. Инфраструктура и другие долгосрочные активы могли бы стать привлекательной возможностью инвестирования для российских пенсионных фондов.

Накопительная пенсионная модель стала популярной у большинства развивающихся рынков 20 лет назад. С тех пор был накоплен существенный опыт в рамках более или менее непрерывного процесса реформ. В России был достигнут существенный прогресс, однако остается ряд препятствий, которые не позволяют извлечь полную выгоду из пенсионной системы, как для пенсионеров, так и для рынков капитала. Опыт других стран подсказывает потенциальные изменения, которые могли бы способствовать дальнейшему успешному развитию накопительной системы в России. Это:

– повышение долгосрочной прибыли от инвестиций за счет расширения выбора инвестиций и включения в него широкого диапазона высококачественных ликвидных акций, продаваемых на бирже, так же как качественных корпоративных облигаций, инвестиций в IPO и инфраструктурные активы;

– изменение нормативной базы, чтобы стимулировать принятие долгосрочных решений со стороны управляющих фондами и тем самым привести их в соответствие с интересами долгосрочных пенсионных вкладчиков;

– улучшение и рационализация нормативного надзора с целью повышения доверия и прозрачности отрасли;

– сведение к минимуму затрат фондов (для этого можно использовать современные модели Швеции и новую схему Великобритании), улучшение административных процессов и усиление надзора за агентами во избежание неправильных продаж и мошенничества;

– предоставление возможности вкладчикам принимать индивидуальные решения об инвестициях, но при этом определить наиболее подходящий портфель для тех, кто не желает или не способен делать самостоятельные решения о распределении средств (обычно это большая часть населения);

– повышение привлекательности вложений в пенсионные фонды для инвесторов за счет усовершенствования их юридической формы.

Конечно же, устойчивость будущих вкладов в фонды является основным параметром для роста данной отрасли, повышения прибыли будущих пенсионеров и увеличения ликвидности на внутренних рынках капитала в России. Чтобы критически важная роль пенсионной системы сохранилась, все те, кто сейчас делает отчисления в накопительную пенсионную систему, должны иметь возможность сохранить отчисления в частные фонды на нынешнем уровне. Новые работники, пополняющие ряды участников пенсионной системы, также должны иметь такое право. Надлежащее управление частными активами в России даст важный сигнал доверия внутренним финансовым рынкам, что особенно важно в условиях оттока капитала из страны.

Долгосрочные сбережения и инвестиции, будь то в пенсионные или иные активы, опираются на систему надежных контрактов и доверия в организации, которые управляют отраслью. Необходимо избегать опрометчивых перемен в пенсионной системе. Более того, все поколения – и пожилые, и молодые – должны чувствовать себя в безопасности, зная, что «соглашение о взаимной поддержке», которое они, по сути, заключили с государством, будет соблюдаться.