Михаил Оверченко: Билл Браудер и импорт справедливости

В 2005 г. Билла Браудера, управляющего крупнейшим на тот момент иностранным инвестфондом в России – Hermitage Capital, активно, а нередко и агрессивно боровшегося за улучшение корпоративного управления в крупных компаниях, не пустили в страну: заставили переночевать в «Шереметьево» и выслали обратно в Лондон. В качестве объяснения МИД сослался на статью закона о въезде и выезде, которая позволяет отказать иностранцу в посещении России, если «такое решение служит интересам обеспечения безопасности государства, общественного порядка или здоровья россиян».

Для 1) обеспечения безопасности государства, 2) общественного порядка и 3) здоровья россиян было бы лучше, чтобы чиновники и правоохранительные органы в России не имели беспрецедентных возможностей для воровства, рейдерства, взяточничества, пыток заключенных, принятия неправосудных решений в суде. Но поскольку власть смотрит на пункты 1, 2 и 3 с точки зрения собственного удобства и безопасности, а не обеспечения прав соотечественников на жизнь, здоровье, собственность, свободу слова, то внутри страны добиться справедливости и правосудия крайне сложно.

Поэтому Браудер добился ограничения прав тех, кого он и правозащитники считают причастными к гибели в сизо юриста Hermitage Сергея Магнитского, – убедил сенатора Бенджамина Кардина внести законопроект и вместе с коллегами привел законодателям веские доказательства виновности российских чиновников. Неизвестно, действовал ли Браудер из чувства личной мести, обиды за свой фонд, у которого украли три компании, позже использовавшиеся для хищения средств из бюджета, или ради восстановления справедливости в отношении Магнитского. Возможно, по всем этим причинам, вместе взятым. Но теперь имена российских официальных лиц, подозреваемых в нарушении прав человека, будут всем известны, а их ощущение безнаказанности подорвано, хотя бы в виде частичного ограничения на передвижение по миру.

То, что «закон Магнитского» заменит поправку Джексона – Вэника, которая тоже наказывала СССР за нарушения прав человека, не говорит о нынешнем положении дел в России ничего хорошего. И незачем российским властям грозить Америке не то симметричным, не то асимметричным ответом. Полезнее вспомнить пословицу (которую, кстати, Гоголь добавил эпиграфом к «Ревизору» после критики в адрес пьесы): «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».