От редакции: Принять Конституцию

В канун Дня Конституции активизировалась дискуссия о необходимости и возможности правки Основного закона.

На встрече с руководителями думских фракций 30 ноября Владимир Путин заявил о возможном переходе к избранию Совета Федерации, чему, по его мнению, препятствует нынешняя редакция 95-й статьи. Лидеры парламентской оппозиции хотят внести поправки, которые расширили бы контрольные полномочия парламента. В конце прошлой недели председатель Конституционного суда Валерий Зорькин подытожил: «Отдельные положения, если назрела необходимость в этом, вполне могут быть изменены».

Слухи об изменениях в Конституцию возникают регулярно. Но до содержательных поправок за 19 лет, прошедших с декабря 1993 г., дело дошло лишь однажды, в декабре 2008 г.: были исправлены статьи 81-я (продление полномочий президента с четырех до шести лет) и 96-я (увеличение срока работы депутатов Госдумы до пяти лет). Редкие изменения – следствие своеобразного отношения первых лиц государства, юристов по образованию, к нерушимости буквы Конституции, ее текста, подтверждающего легитимность нынешнего государственного устройства.

Сакральное отношение к букве Конституции не мешает бюрократии нарушать дух Основного закона, его первые главы, гарантирующие приоритет прав человека, верховенство закона и разделение властей. Исключив в 2004 г. День Конституции из списка праздничных дней, бюрократия показала свое неуважение к ней, нежелание жить по Основному закону. Чиновники и депутаты принимали законы и нормативные акты, выхолащивавшие дух Конституции. 29-ю статью (право на свободу слова и отмена цензуры) не отменяли, но отличная от официальной точка зрения появляется на госканалах разве что поздним вечером. Реализация права на свободу собраний и митингов (31-я статья) может обернуться штрафом, большим, чем за ряд уголовных преступлений. Недавние волнения в тюрьмах, рассказы подследственных и заключенных, решения Страсбургского суда подтверждают, что запрет пыток (ст.21) не выполняется полицейскими и тюремщиками. Заказные уголовные дела против предпринимателей с целью изъятия бизнеса, «олимпийские» законы об упрощенном порядке изъятия строений и земель показывают ограниченность и избирательность действия 35-й статьи, гарантирующей неприкосновенность собственности.

Высшие суды, которые по Конституции должны быть независимыми арбитрами в споре граждан с государством, ищут возможность подтверждения формальной правоты действий исполнительной власти и правоохранительных органов. Показательно, что Конституционный суд в 2009 г. добровольно отказался от права выбирать себе председателя, передав это право президенту. Реальная действительность, определяющие ее законы и неписаные правила находятся в редко пересекающихся, почти параллельных мирах с Конституцией. Эта действительность, нынешнее соотношение сил и разделение полномочий между ветвями (вернее, его почти полное отсутствие) вполне устраивают нынешнюю власть.

Но это не означает необходимости радикального пересмотра Основного закона в нынешних условиях. Без подлинной конкуренции никто не помешает чиновникам снова подмять под себя Основной закон. Передача части полномочий исполнительной власти парламенту пока будет означать лишь перераспределение полномочий между разными группировками бюрократии. Поправки в Конституцию не гарантируют соблюдения прав человека и создания инструментов сдерживания произвола государства и спецслужб.

Разговоры об изменениях Конституции сейчас лишь подчеркивают необходимость соблюдения Конституции.

Конституция в нынешней ситуации остается декларацией о намерениях, описанием идеала, к которому следует стремиться. Это, если хотите, программа реформ, которая показывает, что предстоит и следует сделать гражданам, если они хотят жить в свободной и богатой стране: защитить права людей, восстановить федерализм, установить подлинное разделение властей и контроль общества над государством. Остается выполнить эту программу.