Алексей Левинсон: Как власть может вернуть доверие

Ежемесячно «Левада-центр» просит своих респондентов назвать пять-шесть политиков, общественных деятелей, которым они более всего доверяют. С самого своего появления на высших позициях власти Путин занял верхнюю строчку среди тех, кому доверяют.

Такое же было положение и в марте 2012 г. (замер проводился вскоре после выборов), когда заявили о доверии Путину 44%. Данные наших опросов показывали (и мы об этом сообщали): в массовых слоях населения существовали ожидания, что новый президент обеспечит развитие страны в демократическом направлении. «Закручивания гаек» ждало или опасалось незначительное меньшинство. Соответственно, когда обнаружилось, что оправдываются не надежды большинства, а опасения меньшинства, число выражающих доверие новому главе государства стало снижаться. В апреле оно составило 42%. После произведенной летом явной демонстрации того, что выбран жесткий курс, показатель доверия продолжал падать и в сентябре – октябре прошел отметку 39%. В ноябре доля выразивших доверие Путину составляла уже менее 34%. Отметим, что стал снижаться не только показатель доверия, но и показатель, который у нас привыкли называть словом «рейтинг»: доля одобряющих деятельность Путина на его посту. Он составлял в марте 68%, в ноябре – 63%.

Эти изменения показателей широко обсуждаются в прессе. В падении своего доверия руководителю отдает себе отчет и само общество. Около 24% в ноябре находили, что доверие Путину с марта выросло, но 19% пришли к заключению, что оно за это время «несколько упало», а 17% – что «значительно упало».

Митинговая протестная активность по разным причинам снижалась, но ее поддержка в обществе – на фоне показательных репрессий – растет. В ноябре доля поддерживающих массовые акции протеста (40%) практически сравнялась с долей не поддерживающих (41%). Поддержка преобладает среди мужского населения (42% против 37%), среди рабочих (41% против 32%), но также и среди руководящих работников, бизнесменов, студентов.

Попытка перевести народный гнев с правителей на коррупционеров не дает и не даст успеха. Верят в то, что Путин «за ближайшие шесть лет выполнит свое предвыборное обещание снизить уровень коррупции как минимум в 2–3 раза», 35%, не верят – 50%, среди бедных – больше половины. Заверения некоторых обозревателей, что народ «хочет крови» коррупционеров и разочарован тем, что нет (массовых) посадок, не имеют подтверждения, они опираются лишь на старые стереотипы насчет народной души. Народ же находит причины коррупции в том, что «общество не контролирует власть, нет честных выборов, свободной прессы и конкуренции политических партий». С таким объяснением «целиком согласны» 33%, «скорее согласны» еще 44% – итого три четверти жителей России. Массовый запрос на движение в направлении правового государства, а не избирательного правосудия очевиден. Есть ясное указание, на каких путях можно вернуть доверие к власти.