Ярослав Романчук: Какой должна быть налоговая реформа

Налог на добавленную стоимость – это изобретение социалистов, призванное «добавить экономике справедливости». Хочешь больше обогатиться, добавлять большую маржу к цене товара – плати больше налогов. В результате НДС стал идеальным инструментом в руках желающих пораспоряжаться чужим – политиков и чиновников.

В начале 1990-х чуть ли не все институты, которые нес Запад странам бывшего СССР, воспринимались как либеральные. Между тем западная экономическая модель предполагает обширные полномочия распорядителей чужим богатством и ограничения для частной собственности. Прогрессивное налогообложение, большой набор льгот, особых статусов и преференций для избранных секторов и компаний – все это объясняется стремлением обеспечить пресловутую социальную справедливость.

Налог на добавленную стоимость – один из самых неудачных и опасных налоговых инструментов, скопированных Россией у Запада. Вред, издержки и искажения от него гораздо больше издержек администрирования и уплаты любых других налогов. Он, как и любая модель системного равновесия или оптимального распределения, не учитывает мотивацию плательщиков, администраторов и политиков, а также издержки регулирования и непреднамеренных последствий.

Сложный и невыгодный

Чтобы определить значимость НДС, нужно сравнить полные издержки на его уплату и администрирование (в том числе коррупционную составляющую) с доходами бюджета, а затем сделать то же самое с его конкурентом – налогом с розничных продаж товаров и услуг. В России поступления по НДС составляют около 6% ВВП, или 16% всех доходов бюджетной системы. ВВП России в 2011 г. составил $1850 млрд, в 2012 г. прогнозируется на уровне $1920 млрд. Это значит, что оценочно бюджет России в 2012 г. получит от НДС $115 млрд. Сумма вычетов при расчете НДС составляет более 90%. В результате совокупные издержки бизнеса и государства превышают сумму, поступающую в бюджет.

НДС – один из самых сложных для расчета налогов. Он требует больших затрат бизнеса (бухгалтерия, правовая база, сбор документов, время руководителей, программное обеспечение и т.д.). Оценочно эти расходы составляют до 0,8% ВВП. Государство также тратит немало ресурсов на сбор НДС, проверку субъектов хозяйствования, обработку запросов на возврат НДС и т.д. Эти издержки оценочно составляют около 0,2% ВВП. При этом НДС – это один из самых популярных инструментов мошенников и казнокрадов. Лжеэкспорт, фирмы-однодневки, даже целые финансовые структуры создаются для того, чтобы выманивать деньги из бюджета. Возврат НДС стал целым видом бизнеса для нечистых на руку финансистов и чиновников. Случаи мошенничества с НДС не единичны даже в странах ЕС, а в России потери от коррупции и злоупотреблений с этим налогом, а также затраты государства на выполнение контрольных функций достигают 5% ВВП.

При этом НДС – один из самых мощных исказителей структуры экономики и системы стимулов экономических субъектов. У него нет единой плоской ставки. Импорт дискриминируется по сравнению с экспортом. Выделяются отдельные, «социально значимые» товары. Искажение происходит в том числе по скорости и порядку администрирования и возврата. Государство усугубляет искажения в структуре капитала и заглушает сигналы рынка о совершении производственных и инвестиционных ошибок. Потом перед лицом рецессии миллиарды долларов на поддержку проблемных секторов направляются под прикрытием так называемых контрциклических мер.

Налог на добавленную стоимость – это воплощение абсолютного зла для экономики России, но на стороне этого зла стоит сегодня армия чиновников, экспортеров, «государственных» предпринимателей и завербованных ими экспертов. Разумеется, все они прилагают усилия для шельмования альтернативы НДС – налога с розничных продаж товаров и услуг. Говорится, в частности, что «в России уже был такой налог и он показал свою низкую эффективность»; но это возражение несостоятельно: налог с продаж вводился не вместо, а вместе с НДС и другими налогами, которые толкали коммерческие организации в тень, к сокрытию реального оборота. Утверждается, что у этого налога имеется «каскадный» эффект. Якобы налоговая база уже будет включать другие налоги. Произойдет удорожание товаров и услуг, а если вводить разного рода отчисления, возникнут те же проблемы, что с НДС, если не хуже. Для того чтобы избежать этих проблем, нужна цельная реформа всей налоговой системы.

План реформы

Эта реформа принесет желаемые результаты лишь при соблюдении ряда условий. Во-первых, недопущения соседства налога с продаж с НДС. Во-вторых, отмены налога на прибыль юридических лиц. В-третьих, введения единой плоской ставки на все розничные продажи товаров и услуг. В-четвертых, ликвидации всех тех налогов и сборов, которые уплачивают коммерческие организации, не работающие на уровне розницы; сохранить следовало бы только акцизы на производителей алкоголя, табака, металлов, топливных и энергетических товаров (заменяющие налог на добычу полезных ископаемых). В-пятых, замены многочисленных ставок таможенных пошлин единой пошлиной на импорт всех товаров и услуг. В-шестых, введения жестких штрафов за уклонение от уплаты налога с продаж. При этом, разумеется, речь идет только о реформе налогообложения юридических лиц. Граждане продолжают платить единый солидарный налог по плоской шкале (от 10 до 15%), автоматически начисляемый и уплачиваемый у источника дохода (работодатели). Этот налог заменяет налог на доходы физических лиц и единый социальный налог.

Наше предложение исходит из того, что все налоги платят конечные потребители, а налог с продаж становится центральным элементом налоговой системы. Негативные последствия такой реформы окажутся сведены к минимуму.

Во-первых, не возникнет никакой «каскадности». Ее будет меньше, чем сегодня, поскольку будут отменены многие налоги, которые включаются в цену. В розничную цену будет включен лишь единый солидарный налог, акцизы (для узкой группы производителей) и импортные пошлины.

Во-вторых, нет оснований опасаться повышения розничных цен. Более того, из-за значительного сокращения издержек производителей, выхода из тени значительной части торговли легальный розничный товарооборот вырастет, а цены снизятся, в том числе из-за резкого сокращения издержек на уплату отмененных налогов.

В-третьих, резкое сокращение издержек бизнеса по выполнению налоговых требований государства существенно улучшит условия для производителей и экспортеров. Даже издержки коммерческих организаций, работающих в рознице, будут минимальными, поскольку будет действовать единая ставка на все без исключения товары и услуги.

В-четвертых, создаются условия для ликвидации структурных искажений экономики. Единая плоская ставка не допускает дискриминации ни по секторам экономики, ни по размеру компаний, ни по наличию административного ресурса. Большая часть налогов будет собираться как раз в том месте, где их платят потребители. Объем налоговых поступлений будет в гораздо меньшей степени зависеть от внешней конъюнктуры на нефть и газ.

В-пятых, сырьевые компании (нефть, газ, металлы) будут платить только акцизы. Здесь не будет дискриминации поставок на внутренний рынок перед экспортом. Размер акцизов согласовать легче и дешевле, чем сохранять существующую систему налогового фаворитизма данных секторов экономики.

В-шестых, новый инновационный налоговый режим является очень эффективной антикоррупционной мерой. Ликвидируется львиная доля оснований для возникновения коррупционных сделок. С уходом от уплаты налога с розничных продаж и услуг будет бороться значительно легче ввиду прозрачной, однозначно трактуемой налоговой базы и единой для всех налоговой ставки.

Не распределять, а стимулировать

Расходы бюджетов всех уровней в России в 2011 г. составили 36,8% ВВП, в 2012 г. – 37,3% ВВП. Это очень большой объем нерыночного сектора; для выполнения базовых функций государства и социальных обязательств – в первую очередь пенсионных – достаточно 25–28% ВВП. В Сингапуре и Гонконге этот показатель ниже 20% ВВП, в Чили и Южной Корее – ниже 25% ВВП. Доходы органов госуправления при бездефицитном бюджете в инновационной налоговой системе с налогом с продаж в виде центрального элемента должны были быть на уровне $480 млрд.

Отсюда можно рассчитать ставку налога с продаж. Розничный оборот товаров и услуг в 2012 г. в рамках существующей налоговой системы оценивается примерно в $850 млрд. Подведение финансовых услуг под действие данного налога и выход из тени в первый год действия нового налога до 30% розничного товарооборота расширяет налогооблагаемую базу до $1,4 трлн. Ставка налога в 18% дает поступления в объеме $252 млрд. Это почти 53% от суммы всех необходимых государству доходов. Остальную сумму доходов бюджета будут формировать акцизы, единый солидарный налог и плоская импортная пошлина. После становления новой налоговой системы, очищения экономики и органов госуправления от налоговой коррупции и мошеннических схем ставку налога с продаж можно будет снизить до 13–15%.

Таково комплексное предложение по введению в России налога с продаж вместо НДС. Политикам, проявляющим инициативу в создании альтернативы налоговой системе с центральным элементом в виде НДС, нужно представить реальный план действий, а не пытаться вульгарно заменить один налог (НДС) на другой (налог с продаж). Сегодня Запад (ЕС и США) балансируют на грани кризиса в том числе и потому, что имеют очень некачественную налоговую систему. Россия не должна копировать неработающие модели и институты Запада. Ей нужна своя, инновационная, модель налогообложения – такая, основные контуры и положения которой я и попытался очертить.