Кирилл Титаев: Ценности судей

Одним из важных направлений социологических исследований является изучение ценностей. Это большая область, но результаты этих исследований позволяют в числе прочего сравнивать между собой большие общности (например, отдельные страны, крупные социальные группы и т.д.). Суть этих исследований в том, что людей просят ответить на вопросы о том, что и в какой степени для них важно в жизни, какие качества они хотели бы воспитать в своем ребенке и т.д. Набор этих ответов позволяет понять, на какие идеалы в самом общем виде человек ориентирован в жизни, и, что гораздо важнее, соотнести например, идеалы американских и российских офисных служащих или сравнить жизненные ориентиры жителей крупных и малых городов. Институт проблем правоприменения проанализировал ценности российского судейского сообщества и соотнес их с ценностями среднего россиянина и россиянина с высшим образованием.

Для сравнения использовались данные Всемирного исследования ценностей (World Values Survey) – репрезентативного опроса, проводимого более чем в 100 странах мира по единой методике, которые находятся в открытом доступе. Этот опрос сравнивает ценностные ориентации населения в странах с различным уровнем развития, религией, структурой экономики.

Данные о ценностях судей были получены с использованием аналогичного вопроса в исследовании, проведенном ИПП в 2011 г. (опрошено 760 судей – без арбитражных судов – в шести регионах России, выборка представляет судейское сообщество в целом). Мы взяли самый простой, лобовой вопрос – о том, насколько важны для респондента шесть ключевых (с точки зрения WVS) ценностей. Этот инструмент в социологии считается довольно грубым, но именно за счет этого позволяет успешно сравнивать ценностные ориентации в различных странах или (как в нашем случае) соотносить большие социальные группы.

Если сравнить российских судей с обычными гражданами, мы увидим, что лишь по одной из шести шкал их оценки совпадают со средними для страны. Это важность семьи. Ее и судьи, и простые россияне считают очень значимой (84,4% из национальной выборки и 88,4% судей выбрали вариант «очень важно»). Намного более значимой для среднего судьи, чем для среднего россиянина, оказывается работа (72,2% выбравших вариант «очень важно» среди судей и 48,7% среди всех россиян). Все остальные ценности оказываются куда менее важны для судей, чем для обычных россиян. Описывая значимость для себя друзей, свободного времени, религии и политики, судьи в среднем отметили значительно меньшую значимость для себя этих ценностей, нежели средние россияне. Разрыв между долей тех, кто обозначил эти ценности как «важные» или «очень важные», среди судей и среди всех людей составляет от 11 до 16% для разных показателей.

В целом эта картина подтверждается другими данными. Судьи в России сильно перегружены, посвящают работе большую часть своего времени, постоянно остаются на работе после окончания рабочего дня. В этой ситуации было бы странно, если бы при этом свою работу они считали чем-то неважным. Также логично и то, что на все остальное у них попросту не остается времени. В ситуации же, когда у человека хронически не хватает времени на что-либо, он постепенно (не в последнюю очередь для сохранения психического здоровья) начинает считать то, на что не хватает времени, менее важным.

Еще более интересную картину мы увидим, если сравним судей не со всем населением, а с теми, кто имеет такой же уровень образования (все судьи, очевидно, имеют высшее образование). Для образованных людей в России работа более важна, чем для всех остальных, но все же не так важна, как для судей. Опять же нет никаких различий между группами в важности семьи. Семья одинаково важна для образованных и необразованных, для судей и всех прочих. Также по важности религии в жизни нет различий между образованными и необразованными, а судьи в среднем считают, что в их жизни религия менее важна. А вот в том, что касается всех остальных ценностей, картина иная.

Образованные люди не только больше внимания уделяют работе, чем средний россиянин. Они еще и гораздо больше интересуются другими сферами жизни. Они уделяют куда больше внимания политике. Большую, чем для среднего россиянина, роль в их жизни играют друзья, для них также более важно свободное время. А для судей, напомним, все три эти ценности даже менее важны, чем для среднего россиянина. «Очень важны» друзья для 38,7% россиян с высшим образованием и только для 8,2% судей. Свободное время «очень важно» для 31,2% опрошенных, закончивших вуз, и для 14,1% судей. Политику как важную или очень важную сферу жизни выбрали 40,8% образованных жителей страны и лишь 22,2% судей. Такие разрывы – более 15% в социологических исследованиях говорят, как правило, о разительном несходстве групп. Ценности – одна из наиболее стабильных и общих для каждой национальной культуры социологических характеристик, и такие различия говорят об очень большой дистанции между россиянином с высшим образованием и судьей.

Это давно известный в социологии феномен – с ростом уровня образования человек начинает не только работать на более интересной и значимой для него работе, получать большую зарплату и т.д. Он становится более активным, у него шире круг социальных связей, растет вероятность того, что он начнет считать значимым что-нибудь, кроме судьбы ближайших родственников и добывания хлеба насущного. И если от среднего россиянина судьи отличаются не очень сильно, то между ними и образованным классом значительная разница. Судьи описывают себя иначе, нежели обычный россиянин, но, что важно, они описывают себя сильно иначе, чем россиянин с высшим образованием. Перегрузка, вертикальная система административного контроля, регламентация деятельности делает жизненные ценности судьи (во всем, что не касается работы) более похожими на ценности человека без высшего образования, чем на ценности высококвалифицированного профессионала, коим судья, собственно, и является.

Отчасти такая картина может объясняться тем, что в силу специфики работы судьи должны быть автономны от общества и многих интересов, свойственных простым гражданам. Но есть и другое объяснение. Высокая нагрузка и рутинный характер работы в условиях жестких нормативов отдаляет судью от образованной и активной части россиян. С точки зрения ценностных ориентаций по общечеловеческой шкале судьи становятся ближе к людям физического и офисного труда.