От редакции: Протекционизм как национальная идея

Минсельхоз беспокоится: с тех пор как Россия в августе вступила в ВТО, из-за границы буквально хлынул поток импортных продуктов. Всего за два месяца их импорт вырос на 10–33,5%. Едут в Россию тоннами говядина и свинина, молоко и сыр, сахар и сгущенка – явно ради того, чтобы окончательно погубить отечественных товаропроизводителей. Но ничего, прорвемся. «В случае сохранения тенденции роста импорта у нас есть возможности и инструменты для защиты российских производителей и внутреннего рынка», – успокаивает министр сельского хозяйства Николай Федоров.

Продолжают жаловаться на отсутствие торговых барьеров не только крестьяне, но и представители почти всех отраслей. Что самое удивительное, правительство не просто принимает их жалобы всерьез, но даже компенсирует убытки за счет бюджета. То есть россияне страдают дважды – сначала как потребители они переплачивают за товары и услуги (из-за отсутствия конкуренции они дороже), а самым неэффективным отраслям еще и доплачивают как налогоплательщики.

Соображения, которыми руководствуется государство, проводя подобную политику, не так интересны. Гораздо труднее понять, почему идея протекционизма так близка народу, который вообще-то экономически от него сильно страдает.

Почему россияне так страстно хотят, чтобы конкуренцию на рынке выигрывали не те, кто лучше работает, а некие «хорошие парни» – «отечественные производители», «малый бизнес», «те, кто создает рабочие места», «национальное достояние»? Почему их сердца отданы тем, кто повышает пошлины на иномарки или возводит другие искусственные препятствия для деятельности «плохих парней» (иностранцев, торговцев, крупного бизнеса, сырьевых отраслей), а не тем, кто им продаст более качественный товар по более низкой цене?

Митинги против вступления России в ВТО поражали тем, что люди готовы яростно отстаивать интересы «отечественных производителей» даже ценой собственных интересов (как потребителей). Этот парадоксальный взгляд на вещи оправдывает не только запрет на ввоз иностранных продуктов, но и любое другое ущемление прав одних отраслей или компаний в пользу других, включая «заказ» конкурентов.