Райнер Зеле: России нужен средний бизнес в промышленном секторе

Большинство средних предприятий в России работают в сфере торговли или в секторе услуг

Чтобы конкуренция развивалась еще динамичнее, государство должно отойти от бизнеса. Открытие рынка привлечет в Россию еще больше иностранных инвесторов, ведь российский рынок – крупнейший в Европе, и в долгосрочной перспективе здесь можно сделать хороший бизнес. Это подтверждает растущее количество немецких компаний, работающих в России: сейчас их более 6000. В опросе, проведенном недавно Российско-Германской внешнеторговой палатой, более трех четвертей опрошенных отмечают рост оборота и прибыли в первой половине 2012 г. Более половины компаний увеличили штат. Но еще более важна инвестиционная динамика: к 2015 г. почти все опрошенные компании планируют инвестиции в России. А ведь ни один предприниматель не станет вкладываться в неустойчивый и бесперспективный рынок! Условия работы в России, конечно, не идеальны, но они не идеальны и в других странах с развивающейся экономикой.

В ближайшие годы государству следует воздержаться от активного присутствия на рынке. Вместо этого ему нужно будет заняться совершенствованием делового климата и особое внимание уделить развитию среднего бизнеса. России необходимы инвестиции в современное, высокотехнологичное и, главное, диверсифицированное материальное производство. Обеспечить его могут именно средние предприятия.

Сегодня Россия несколько отстает от других стран с развивающейся экономикой, потому что недостаточно использует свой потенциал. Прирост промышленного производства – один из индикаторов модернизации и конкурентоспособности народного хозяйства – во втором полугодии 2012 г. замедлился, не достигнув и 3%. Совершенствование условий для инвесторов продвигается недостаточными темпами. Появление бизнес-омбудсменов – значительный шаг вперед, но этот инструмент куда нужнее в регионах, чем на федеральном уровне. Компании ждут конкретной поддержки на местном уровне, и, что особенно важно, такая поддержка должна быть долговременной. Создание промышленных парков, которые впоследствии должны превратиться в крупные индустриальные центры, – неплохая инициатива для привлечения инвестиций. Но чтобы она заработала, необходимо повсеместно работать над совершенствованием транспортной инфраструктуры. Недостаточно эффективно работают и административные структуры, слишком медленно принимающие инвестиционные решения.

Вступление в ВТО гарантировало России интеграцию в мировой рынок, но вместе с тем усилило прессинг международной конкуренции. Снижение таможенных пошлин сделало российский рынок более привлекательным для иностранных компаний. Это создает отличные условия для модернизации экономики. Но пока ей мешают протекционистские меры (например, введение сбора за утилизацию иномарок).

России нужно не это, а расширение международного сотрудничества. Участие Renault-Nissan в акционерном капитале «АвтоВАЗа», приобретение компанией BP доли в «Роснефти», расширение участия крупных энергетических концернов в добыче сырьевых ресурсов и в энергогенерации – все эти примеры показывают, что Россия осознает возможности, которые дают западные ноу-хау для модернизации российской экономики.

Чего в России сегодня действительно мало, так это инновационного, работоспособного, ориентированного на мировой рынок среднего бизнеса. Немецкие инвесторы то и дело жалуются на отсутствие в России поставщиков из числа средних предприятий и на нехватку квалифицированного персонала. И действительно, сегодня средний бизнес в России в основной своей массе представлен частными предпринимателями, занимающимися торговлей или работающими в секторе услуг. Их деятельность не выходит за пределы страны, а вклад в инновационное развитие народного хозяйства крайне мал. А ведь это основа экономики страны, надежный поставщик для крупных предприятий. Отсутствие полноценного среднего бизнеса – инновационного, работающего в промышленном секторе – не только представляет собой проблему для российской экономики, но и препятствует развитию международных экономических отношений.

Поэтому внешнеторговая палата выдвинула новую инициативу в интересах среднего бизнеса. Ведь именно это и нужно России: развитие рынка, среднего бизнеса и модернизация.

Автор – президент Российско-Германской внешнеторговой палаты, председатель правления Wintershall Holding GmbH