Константин Сонин: Лояльность и компетентность

Много – уже почти 10 – лет назад мы с Георгием Егоровым, который сейчас работает в Северо-Западном университете в США, а тогда только поступал в аспирантуру в Гарварде, написали теоретическую работу о том, как связаны лояльность и компетентность назначенцев в недемократических режимах. Модель у нас в статье «игрушечная», т.е. предназначенная не для подсчета каких-то практических показателей, а для того, чтобы наглядно продемонстрировать какую-то закономерность (планетарная модель атома, о которой рассказывают в школьном курсе физике, – пример такой «игрушечной» модели). Такие модели помогают понять устройство мира, хотя на первый взгляд не особенно практичны. Однако события последних лет показывают, что и такая модель может очень хорошо описывать реальность.

Наша модель коротко выглядит так. Диктатор выбирает себе «визиря», причем есть возможность выбрать помощника более компетентного или менее. Конечно, компетентный лучше справляется со своими задачами, но есть проблема – более компетентный может раньше распознать, что диктатор слабеет, и перейти на сторону кого-то из его противников. Получается, что перед диктатором стоит выбор: если нужна лояльность, приходится жертвовать компетентностью. И чем менее устойчиво положение диктатора и чем больше он беспокоится о том, что с ним случится после того, как он уйдет от власти, тем важнее для него лояльность – и, значит, тем менее компетентно его окружение.

Статья была опубликована в хорошем научном журнале, но кто бы мог подумать, что она будет так хорошо объяснять вполне конкретные назначения последнего времени. (В самой статье мы иллюстрируем выводы в основном историческими примерами, самый простой из которых – как в последние, самые тяжелые месяцы войны Гитлер избавлялся от профессиональных военных, все больше заменяя их соратниками по созданию НСДАП.) Модель объясняет, почему в Центризбирком были назначены люди, не владеющие азами математической статистики и не разбирающиеся в организации выборов. Почему пресс-секретарь Путина приходит на эфир неподготовленным и говорит об экономических достижениях в сельском хозяйстве при Брежневе. (Как показали последние пресс-конференции президента, его окружение в основном состоит именно из очень лояльных людей – по многим важным вопросам он вообще не имел, судя по его ответам, никакой информации, а по некоторым – так и просто ложную.) Почему на важные должности в образовании назначаются люди с подложными диссертациями. Почему против ответного закона на акт Магнитского высказалось несколько министров: в отличие от депутатов нынешней Госдумы министры не могут быть полностью, 100%-но некомпетентными и, значит, не могут быть 100%-но лояльными. Модель объясняет, почему ГУВД сообщает фантастические (заниженные в несколько раз) цифры участников оппозиционных митингов: на должностях, которые так важны в случае каких-то потрясений, обязательно должны быть лояльные люди. Лояльные и, значит, некомпетентные.