Константин Сонин: Уроки Обамы

Завтра у Барака Обамы начинается второй срок президентства. В США победа действующего президента на выборах является для него большим достижением (за последние полвека это не смогли сделать четверо из девяти), но второй срок оказывается, как правило, гораздо более сложным, чем первый. Из тех четырех предшественников Обамы, которые сумели переизбраться, одному был объявлен импичмент (потом он был оправдан сенатом), другой подал в отставку (впервые за 200 лет американского президентства), когда импичмент стал неизбежным (а шансов на оправдание не было), а двое остальных столкнулись с резким падением популярности. Впрочем, Обама уже не первый раз демонстрирует способность обманывать ожидания тех, кто рассчитывает на закат его карьеры.

Вторая инаугурация Обамы была бы интересна только специалистам по американской внутренней политике, если бы из происходящего нельзя было извлечь каких-то уроков. Все-таки наш опыт демократических выборов примерно в 20 раз короче.

Один урок состоит в следующем: несмотря на то что результаты голосования были близкими (победитель набрал чуть больше 50% голосов, проигравший – чуть больше 47%), страна воспринимает результаты как совершенно легитимные. То есть честность выборов – это не какое-то эксклюзивное лакомство, которое подается к столу, когда граждане насытились, а условие того, что президента считают законно избранным не только руководители силовых ведомств (без этого невозможно было бы удерживать власть), но и все граждане, включая голосовавших за оппонентов. Только в этом случае президент может не просто сидеть, например, в Кремле и давать указания правительству, но и быть лидером нации, которого слушаются не только потому, что ему подчиняется полиция и армия. Посмотрите на Обаму – республиканское большинство в палате представителей, политические враги Обамы, вовсе не обязано следовать его планам. Тем не менее с момента выборов им пришлось пойти на существенные компромиссы – в том числе проголосовать за повышение налогов.

Второй урок: нет ничего страшного, если президент и парламент контролируются разными политическими силами. У нас, по существу, должна была бы быть сейчас в точности такая ситуация. Владимир Путин получил на президентских выборах поддержку если не большинства россиян, то, по всей видимости, поддержку большую, чем другие участники выборов (по официальным данным – 63%, по неофициальным, более надежным подсчетам – от 49 до 56% голосов). В то же время его партия, «Единая Россия», не должна была иметь большинства мест в парламенте – значительная часть голосов получена за счет фальсификаций результатов. Если бы сейчас были проведены (даже по существующим правилам и при существующем доминировании на телевидении) выборы с честным подсчетом голосов, у Путина был бы, по всей видимости, несколько оппозиционный парламент с небольшой, но шумной «резко антипутинской» фракцией. И ничего страшного. Можно было бы двигаться наконец вперед.