Статья опубликована в № 3275 от 30.01.2013 под заголовком: Максимальный ретвит: Глупость или измена

Илья Клишин: Кто на самом деле «пропагандирует гомосексуализм»

Современное общество обладает информацией не просто вседоступной, но избыточно вседоступной. Сейчас объем создаваемых в течение года текстов и изображений сопоставим в переводе на байты с культурным наследием тысячелетий. Правда, в основном это мусор: ставить на одну полку предлагается Шекспира и неизвестного комментатора на YouTube.

Чем информации больше вообще, тем меньше ее ценность в частности. Теперь, чтобы заинтересовать человека, чтобы в этом ноль-единичном океане он обратил хоть на что-то внимание, нужна весомая «дополнительная стоимость» информации. Например, запрещенность – настоящая или фиктивная.

Маркетологи давно заметили, что логика запретного плода работает безотказно. Из миллионов роликов потребитель, конечно, хочет увидеть именно тот, который сняли с эфира или назвали безнравственным. Дошло до того, что несколько лет назад западные рекламщики начали снимать рекламу, заранее надеясь на ее запрет, а их российские коллеги поступили еще проще и просто начали подписывать свои клипы как «запрещенные».

И именно в категориях рекламной кампании я бы хотел рассмотреть законотворческую деятельность Государственной думы VI созыва, в частности рассматриваемый сейчас проект закона о запрете пропаганды гомосексуализма. Индикатором эффективности этой «кампании» может служить сервис «Тренды» поисковика Google, который позволяет отслеживать, как менялось количество запросов (а значит, и общественный интерес) по тем или иным ключевым словам, и, более того, строить прогнозы поисковых тенденций.

Так часто, как сейчас, в январе 2013 г., пользователи рунета еще никогда не искали «геев», «лесбиянок» и «гей порно». На последние полгода приходятся пики и по другим ключевым словам: «гомосексуализм» (август 2012 г.), ЛГБТ (октябрь 2012 г.), трансгендер (декабрь 2012 г.). Все графики показывают за последние несколько лет устойчивый рост, переходящий в стремительный за последние полгода. При этом Google прогнозирует, что почти все эти запросы продолжат расти в 2013 г.; больше всех «гей порно» – еще на 3%.

Несколько другая картина по «суицидам» и «самоубийствам»: неожиданный всплеск интереса к ним в феврале прошлого года действительно удалось ненадолго перебить июльским законом о создании реестра запрещенных сайтов (интерес к «суициду» в августе 2012 г. упал до 47% от февральского максимума, к самоубийству – до 70%), но очень ненадолго – уже к концу года общественный интерес восстановился до отметки 80–90% и продолжает расти.

Еще любопытнее ситуация с «детским порно» и «наркотиками»: количество запросов по тому и другому последовательно и уверенно падало с декабря 2008 и июля 2009 г. соответственно, что можно связать с эффективной работой отдела «К» еще до закона о черном списке. Однако после появления этого самого списка тренд на какое-то время летом – осенью прошлого года переломился в обратную сторону: «детское порно» подросло с 40 до 51%, а «наркотики» – с 22 до 29%.

При этом медиакартина мира наркотиков по наименованиям принципиально иная: пик интереса к «героину» прямо сейчас, в январе 2013 г., а к ЛСД, «кокаину» и «марихуане» недавно – в январе, марте и ноябре прошлого года. Скрипты Google обещают в течение ближайшего года 3%-ный рост интереса к «марихуане» и 7%-ный – к «героину».

Проанализировав мифическую «гей-пропаганду» и три компонента реестра запрещенных сайтов – детское порно, наркотики и суицид, – можно установить, что всплеск интереса к большинству из этих тем приходится именно на настоящее время (последние 6–12 месяцев), что совпадает по времени с реакционной законодательной деятельностью нижней палаты российского парламента.

Подтверждением того, что это закономерность, а не совпадение, можно считать пример с «детским порно», когда нашим законодателям удалось обратить вспять давно нисходящий тренд.

Почти 100 лет назад в своей речи председатель тогдашней Государственной думы Павел Николаевич Милюков спрашивал: «Что это – глупость или измена?» Вот и сейчас не совсем ясно, что это. То ли полное непонимание устройства медиа, то ли хитроумный заговор. Впрочем, на последнее надеяться не приходится.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать