Илья Клишин: Интернет не будет автоматически производить новости

Российская интернет-культура заметно отличается от своих западных аналогов. Практически неограниченный доступ к медиафайлам «В контакте» и развитость файлообменных сетей сделали ее подчеркнуто антирыночной: никто ни за что не платит, потому что все бесплатно и всего много.

Любые разговоры о зажиме свободы слова в сети проваливаются прежде всего потому, что спросу соответствует в тысячи раз большее предложение, каждое сокращение которого остается просто незамеченным. Закрылся один сайт, открылся еще миллион.

К сожалению, это потребительское заблуждение, основанное на непонимании того, как появляются и распространяются потоки качественной информации, особенно общественно-политической.

Интернет – не добрый горшочек правды, который будет что-то волшебным образом продолжать производить, даже если закрыть все немногочисленные оставшиеся свободными СМИ. Интернет – лишь распространитель и переосмыслитель информации, собранной профессиональными журналистами.

Чтобы проиллюстрировать это, я проанализировал контент за последние полгода в нескольких наиболее популярных (от десятков до сотен тысяч подписчиков) сообществ «В контакте» и Facebook, связанных с общегражданским протестным движением. Каждая такая группа одновременно и координатор действий, и пропагандистский концентрат; причем под пропагандой зачастую понимается даже не публицистика, а нейтральное изложение информации, которая по тем или иным причинам не сообщается государственными СМИ.

Фейсбук-группы на 38% состоят из прямых ссылок на СМИ. По упоминаемости лидируют Lenta.ru, «Ведомости» и «Коммерсант», за ними идут Gazeta.ru, «Дождь», «Новая газета», «Сноб», OpenSpace и др. На картинки приходится еще 24% контента, однако надо понимать, что в подавляющем большинстве случаев эти фотографии, коллажи и «демотиваторы» посвящены актуальным событиям, т.е. фактически это просто вторичный пересказ все той же текстовой информации из новостей. Похожая ситуация и с перепостами других блогеров, сообществ и пользователей Facebook, на которые приходится 23% контента; в некоторых случаях это действительно локальные истории и просьбы о помощи, но в основном это яркие полемичные высказывания на злобу дня. Еще 15% приходится на видео, опросы и мероприятия для проходящих акций.

Еще более медиаориентированными оказываются протестные страницы «В контакте». Здесь прямые ссылки на СМИ составляют больше половины публикаций – 54%. Несколько отличается и список изданий: Lenta.ru, «Эхо Москвы», NewsRu.com, РБК, «Дождь», «Новая газета», New Times, МК и др. Перепосты составляют около 20%, а на картинки приходится всего 14% контента – это связано с механическими особенностями «В контакте», позволяющими прикреплять изображения к записям со ссылками, что делает менее ценным размещение просто, например, «демотиватора» без какой-либо подписи. Еще 12% приходится на видеоролики и опросы.

Несмотря на некоторые отличия между социальными сетями, общая модель распространения информации в наиболее популярных протестных сообществах понятна: это тематическая выжимка из СМИ (новости, интервью, репортажи, расследования), а затем визуальное (фото и видео), а также публицистическое (колонки и посты) закрепление усвоенного материала.

Доля контента, не связанного с повесткой дня, мала и не превышает совокупно 15–20%. Это или юмор на общие темы, или, как уже отмечалось выше, частные истории «с мест». Если предположить, что 10–15 изданий, подпитывающих эту среду, будут закрыты или переформатированы, то останется только этот контент. Анекдоты про Брежнева и разговоры у подъезда – на новом витке технологического прогресса.