От редакции: Как снижать внутреннюю коррупцию в ведомствах

В рамках антикоррупционной кампании государство вполне способно рождать грамотные документы. Министерство труда и социального развития разработало алгоритм оценки и предотвращения коррупционных рисков среди госслужащих и сотрудников госкомпаний – полезную методику, эффект от которой, однако, сильно зависит от вариантов применения.

Рекомендации министерства представила вчера на заседании президиума Совета при президенте по противодействию коррупции замминистра Татьяна Блинова. Минтруд согласно президентским указам и распоряжениям правительства отвечает за разработку антикоррупционных мер и выполнение процедур, в том числе проверок деклараций госслужащих, депутатов и судей о доходах и имуществе.

Нынешние рекомендации указывают 12 потенциально опасных – с точки зрения коррупции – функций в исполнительной власти, надзорных ведомствах и госкомпаниях. Наибольшую угрозу представляют полномочия по размещению госзаказов на поставки товаров и услуг, распределение бюджетных ассигнований и трансфертов, надзор, действия с налогами и лицензирование. Согласно рекомендациям министерства, органы власти и госкомпании должны составить внутренние перечни потенциально опасных должностей, исходя из объема полномочий, возможности личного усмотрения и возможности извлечения высокой коррупционной прибыли.

Чтобы снизить или устранить коррупционные риски в этих функциях и на этих должностях, предлагается реинжиниринг функций (перераспределение, дробление и т.п.), регулярная ротация чиновников на опасных должностях, постоянные проверки своевременности принятия решений.

Методика предлагает сократить непосредственное общение госслужащих с заинтересованными организациями и гражданами и по возможности заменить его электронным документооборотом, ввести видеонаблюдение за приемом посетителей, совершенствовать механизм отбора должностных лиц для включения в состав проверяющих комиссий и рабочих групп.

Люди, которые работают на коррупционно опасных должностях, будут обязаны представлять сведения о доходах, расходах, имуществе – своих и членов своей семьи (правда, степень публичности этих сведений не ясна). Предлагается обращать особое внимание на нарушителей административных регламентов, которые дарят начальникам дорогие подарки, устраивают на работу родственников и знакомых, требуют от заявителей не предусмотренные законом документы. Кроме того, руководителей госорганов обяжут изучать сигналы прессы и граждан о неподобающем поведении чиновников и искажении сведений о доходах и расходах.

Эксперты считают методику Минтруда правильным шагом в разработке антикоррупционных процедур. Они соответствуют рекомендациям отдела по борьбе с коррупцией ОЭСР для стран Центральной Европы и Восточной Азии. Вопрос теперь в их реализации.

Сомнения тут обычные: перечни разрабатываются и утверждаются руководством ведомств и госкомпаний, проверку сведений о доходах и расходах проводят их кадровые службы. Степень допуска к информации со стороны общества тоже будет регулироваться начальством. Тем не менее в случае принятия и внедрения этой методики есть шанс улучшить государственное управление в ведомствах и корпоративное управление в госкомпаниях.