От редакции: Метеорит как социокультурное явление

Взрыв метеорита над Челябинской областью, будучи событием довольно редким, высветил интересные общественные тенденции и типовую реакцию представителей разных социальных групп на чрезвычайное происшествие.

Крупный болид взорвался в небе над Уралом утром в пятницу, его размеры и мощность взрыва оцениваются по-разному (NASA, например, оценило мощность взрыва в 300–500 килотонн, что в 20 раз больше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму). Взрывная волна привела к разрушениям и травмам – главным образом от разбитых стекол пострадало более 1000 человек.

Это было очень редкое и визуально красивое стихийное бедствие, народ реагировал на него как мог.

Оказалось, что уральцы хорошо оснащены телефонами с опциями видеосъемки, а их автомобили – видеорегистраторами (мировые телеканалы объясняли удивленным зрителям, что русские ведут видеосъемку, чтобы во всеоружии общаться с ГИБДД). Видеоролики донесли до нас типичную смесь восторга и испуга, выражаемую русскими идиомами «ни х... себе» и «е...ть», а также всевозможными производными. Показательно, что очевидцы на равных рассматривали версии метеорита, ракетного удара и взорвавшегося самолета – последние две представляются даже более вероятными российскому обывателю. Еще более показательно, что автомобилисты, зафиксировав небесное явление, продолжали спокойно ехать по делам; удивление в России проходит быстро.

Те, кто столкнулся с реальными последствиями взрыва, действовали быстро и порой геройски, как учительница начальных классов одной из школ, заставившая детей спрятаться под партами и открывшая межкомнатные стеклянные двери, этим она спасла детей от ранения осколками, но пострадала сама.

Блогеры произвели тысячи шуток, обыгрывая связь события со стандартными сюжетами масс-культуры, политический момент и стереотипные представления о России как о стране медведей, водки, ядерного оружия и – теперь – еще и метеоритов.

Сообразно своему имиджу действовали и власти. Местное МЧС поначалу заявило, что жители были предупреждены посредством sms-рассылки; позже пришлось это опровергать и обещать уволить автора идеи из пресс-службы. Затем уже федеральное МЧС развернулось по полной программе – с селекторными совещаниями, вылетом мобильных групп и массовым поиском осколков метеорита. Искали также МВД и военные, но в итоге ничего не нашли.

Президент Владимир Путин привычно напутствовал МЧС. Премьер Дмитрий Медведев, находившийся в Красноярске на экономическом форуме, привычно плоско пошутил, что метеорит может стать символом этого форума. Вице-премьер Дмитрий Рогозин с привычной готовностью вызвался начать разработку систем защиты от космических опасностей. Губернатор области Михаил Юревич прервал командировку и мгновенно оценил ущерб в 1 млрд руб.

В итоге ликвидацией последствий в выходные занималось более 20 000 человек и 4500 единиц техники – это не считая жителей, которые стеклили рамы самостоятельно. Власти обещали компенсировать; немедленно появилась информация, что несознательные граждане бьют вполне целые стекла в надежде на компенсацию. В интернете появились объявления о продаже кусков «утреннего метеорита» (может, поэтому поисковые экспедиции их не нашли?).

В целом заметно, что представители власти дружно выдохнули: жертв нет и обвинить в разгильдяйстве некого. Все-таки метеорит, а не пожар и наводнение.