От редакции: Почему Объединенный чемпионат России и Украины реален

Проект объединенного чемпионата России и Украины по футболу только на первый взгляд выглядит диким, непросчитанным и фантастическим. На деле он отвечает главным критериям экономики и политики мегапроектов, возобладавшей в последние годы над собственно экономикой.

Напомним, что идея такого чемпионата выросла фактически из дисциплинарного наказания (снятие трех очков и штраф), которому был подвергнут осенью петербургский «Зенит» в чемпионате российском за буйство фанатов в матче с московским «Динамо». Предправления «Газпрома» (владелец «Зенита») Алексей Миллер обиделся и заявил, что «Зенит» может покинуть турнир и играть, например, в чемпионате СНГ, который можно быстро создать. И вот уже АНО «Объединенный чемпионат по футболу» заявляет, что бюджет турнира составит от $1 млрд до $1 млрд евро, играть в высшем дивизионе будут по девять лучших команд от России и Украины, которые получат только за участие в чемпионате по $22 млн, а также призовые за победы и ничьи (за выигрыш чемпионата – $92 млн).

Правда, откуда возьмется этот миллиард условных единиц, не известно; заявления о неизбежном росте внимания к турниру и, соответственно, стоимости телетрансляций голословны; спонсоры не называются. Не все команды российской премьер-лиги согласны участвовать, от Украины на заседании АНО был представлен только один клуб. Российский футбольный союз и Федерация футбола Украины, а также ФИФА против объединения.

И тем не менее за каких-то 2,5 месяца обида Миллера доросла до некой организации, проекта турнира и, главное, проекта бюджета. Это значит, что турнир обещает быть выгодным хотя бы кому-то. Как?

Известно, что в финансировании отечественного спорта большое участие принимают госкомпании и госкорпорации

Они содержат клубы, спонсируют целые чемпионаты, в том числе и объединенные: Континентальную хоккейную лигу, баскетбольную Единую лигу ВТБ. Это большие и убыточные инвестиции. Так же будет и в объединенном чемпионате по футболу: источником пресловутого миллиарда никого нельзя представить кроме российских госкомпаний.

Подготовка к крупным турнирам – Олимпиада в Сочи и чемпионат мира по футболу – показывает, что смета проектов непрерывно дорожает. Дорожают и растягиваются во времени и конкретные проекты вроде стадиона «Зенита» в Петербурге.

Это характерно для любых проектов. Саммит АТЭС во Владивостоке, «Сколково», газопроводы «Северный» и «Южный поток» – список можно продолжать. Отличительной чертой экономики этих проектов является плохо контролируемое финансирование из бюджета или госкомпаниями. Участникам выгодно как можно дольше осваивать деньги, процесс важнее результата, «движение – все, цель – ничто» (любимая цитата Владимира Путина).

У таких проектов есть значимая политическая составляющая. Все-таки выделение денег из бюджета страны или госкорпорации должно быть как-то оправдано перед главным распорядителем. Но и с политической точки зрения главное здесь не результат, а начало процесса – презентация проекта. Презентация позволяет продемонстрировать заботу о спорте высоких достижений, модернизации экономики, преодолении мирового финансового кризиса (нужное подчеркнуть).

Миллер действует вполне в соответствии с этими правилами. Так что проект у него просчитанный и реалистический.