Сергей Гуриев, Олег Цывинский: Роль политика - переводить с жаргона

Отличается ли мнение экономических экспертов от мнения среднестатистического гражданина страны? Ответ на этот вопрос важен потому, что именно экономисты формируют экономическую политику государства или влияют на нее. А экономическая политика прямо сказывается на благосостоянии каждого. Оказывается, что даже в Америке мнение экономистов отличается от мнения большинства – и эта разница огромна.

В декабре 2012 г. Школа бизнеса Чикагского университета опросила экономистов-экспертов, работающих полными профессорами в элитных университетах США. В опросе участвовал всего 41 человек, но исследователи постарались получить репрезентативный срез экономической профессии: были отобраны представители различных партий, регионов и возрастов, а также исследователи в различных областях экономики. Всем им были заданы 19 вопросов по главным темам экономической политики и экономики, в частности о соглашении о свободной торговле с Мексикой и Канадой, об эффектах увеличения налогов, о программе спасения крупных банков во время кризиса 2008 г. Те же 19 вопросов, правда в более доступной форме, были заданы 1000 американцев, отобранным так, чтобы наиболее адекватно представить срез американского общества.

В статье «Экономические эксперты против средних американцев» чикагские экономисты Паола Сапиенца и Луиджи Зингалес сравнили ответы экономистов и простых американцев. Авторы объединили ответы в две категории (согласен – не согласен) и рассчитали показатель неопределенности или неуверенности в ответах. Оказалось, что средний разрыв между экономистами и средними американцами составил 37%. В отдельных случаях он был гораздо заметнее, достигнув 70% в ответе на вопрос: «Согласны ли вы с тем, что налог на бензин будет более дешевым способом снизить загрязнение воздуха, чем ужесточение регулирования производства автомобилей и стандартов экономии топлива?». «Да» ответили 92% экономистов и лишь 22% американцев. На втором месте стоит утверждение: «Кампания «Покупайте американское» оказывает положительное влияние на американскую промышленность» – с этим согласились 11,4% экономистов и 75,6% американцев; разница 64%.

По многим вопросам американцы согласны с экономистами: «Нужно ли использовать школьные ваучеры (система, по которой государственные средства, выделяемые на образование, родители могут потратить на обучение в школе по выбору или в частной школе)?» – согласны 56% американцев и 51% экономистов, разница в 5%; «Принесло ли пользу спасение американских автомобильных компаний во время кризиса?» – согласны 52% американцев и 58% экономистов, разница почти 6%; «Было ли эффективным [масштабное] стимулирование экономики в 2009 г.?» – согласны 43% американцев и 52% экономистов; разница 9%.

Интересно и мнение о финансовых рынках. «Цены на акции предсказать трудно» – с этим утверждением согласны 55% американцев и 100% экономистов.

В целом наибольшее расхождение наблюдалось по тем вопросам, в ответах на которые экономисты были наиболее уверены. Когда экономисты затруднялись с ответом, их мнения в среднем были похожи на ответы простых граждан.

Как объяснить эти различия между профессорами-экономистами и простыми американцами? Во-первых, полные профессора экономики в элитных университетах более образованны, чем средний американец. Авторы исследования сравнили ответы экспертов с ответами более образованной части выборки простых граждан – тех, кто получил последипломное образование (например, степень магистра). Средняя разница в ответах уменьшилась, но незначительно – до 32%. Другими словами, мнение экономических экспертов отличается от мнения даже высокообразованных американцев.

Второе потенциальное объяснение заключается в том, что средний американец просто не понимает темы или не может правильно ответить на некоторые вопросы. Чтобы проверить эту гипотезу, авторы сообщили подгруппе опрошенных экспертное мнение по трем вопросам с наибольшим расхождением. Оказалось, что экспертное мнение практически не повлияло на разницу в ответах – средний американец не особенно доверяет мнению экспертов.

В третьих, может быть, дело в том, что экономисты отличаются от среднестатистических граждан по политическим или социальным взглядам? Авторы исследования оценили еще один показатель – веру в эффективность рынков и государства. Оказалось, стереотип, что экономисты в своих взглядах правее простых граждан, неверен. Профессора больше верят в роль государства и в этом похожи скорее на демократов, чем на республиканцев. С другой стороны, экономисты верят и в эффективность рынков. Как это объяснить? Современные экономисты действительно верят и в рынки и в государство. Последние 30 лет экономических исследований как раз и были посвящены во многом изучению ситуаций, когда рынки работают, а когда нет, – и поиску оптимального баланса между государством и рынком. В этом экономисты отличаются и от простых граждан-республиканцев (которые не верят в государство), и от демократов (которые не верят в рынки). Поэтому по отдельным вопросам экономисты придерживаются более левых, а по некоторым – более правых взглядов.

Скорее всего причина разницы во мнениях в том, что, хотя средний американец и понимает суть даже сложных вопросов, интерпретирует он их не так, как экономисты. Сравним, например, оценку пользы налога на бензин по сравнению со регулированием производства автомобилей (за счет внедрения более жестких стандартов расходования бензина). Экономисты, очевидно, предполагают, что государство повысит налог на бензин, но доходы от этого налога позволят снизить другие налоги (или избежать их повышения). Средний американец понимает, что более жесткое регулирование расходования топлива приведет к повышению цен на автомобили, – но не верит, что доходы от налога на топливо снизят другие налоги (видимо, полагая, что правительство потратит эти доходы на что-то не очень нужное). Другими словами, эксперты и избиратели говорят на разных языках и многие даже одинаково заданные вопросы понимают по-своему.

Итак, нужно ли политикам слушать экономистов? Скорее результаты исследования говорят о том, что политики должны четко понимать, что именно они предлагают обществу, – и не стесняться тратить как можно больше времени на разъяснение своей политики. Другими словами, искусство политика заключается как раз в умении задавать правильные вопросы экспертам-технократам, слушать их рекомендации, но предлагать экономическую повестку в форме, которая будет принята избирателями. С одной стороны, политики играют роль переводчиков с жаргона экспертов на простой и понятный для простых граждан язык. С другой стороны, политики должны быть переводчиками и проводниками желаний избирателей для постановки задач и вопросов экспертам.