От редакции: Зачем возвращается смешанная система на парламентских выборах

Постоянно меняющееся законодательство при режиме, который главной своей ценностью объявляет стабильность, – один из парадоксов российской политической действительности. Ближайшие выборы в Госдуму в 2016 г. пройдут по смешанной системе – правилам, действовавшим до 2003 г. Половина депутатов (225 человек) будет избираться по партийным спискам, другая половина – по одномандатным округам. Избирательный барьер снижен с 7 до 5%. Разница с 2003 г. – в запрете избирательных блоков, в которые могли бы объединиться для преодоления барьера небольшие партии, новом порядке направления наблюдателей и нескольких других пунктах (подробнее см. статью на стр. 02).

Важно понять, чем вызваны избирательные новеллы Кремля и их возможные последствия. Считается, что смешанная система, при которой места в парламенте делятся между представителями партий и отдельных территорий, обеспечивает прочную связь депутатов-одномандатников с избирателями, позволяет решать локальные вопросы на высоком уровне. Смешанная избирательная система действует в ФРГ, Италии, Мексике, с недавних пор – на Украине. Проект, внесенный Владимиром Путиным, сближает порядок формирования Госдумы с бундестагом ФРГ.

Любопытно другое: в 2005–2006 гг. отмену выборов по одномандатным округам официально мотивировали стремлением развивать партийную систему и не допустить во власть криминал. В действительности Кремль перекрыл каналы доступа в парламент несогласованным кандидатам, популярным среди избирателей. В четвертой Думе (2003–2007 гг.) независимые депутаты Владимир Рыжков, Оксана Дмитриева и Виктор Алкснис периодически напоминали, что парламент – место для дискуссий, задавали острые вопросы.

С тех пор ситуация изменилась: покровительство со стороны первого лица больше не гарантирует партии власти победы. Чтобы обеспечить господство в парламенте, Кремль стремится переместить избирательный процесс на территории, где его труднее проконтролировать наблюдателям и легче добиться «правильного» подсчета голосов. Вероятно, учтен и опыт Украины, где Партия регионов на выборах в октябре 2012 г. уступила оппозиции по партспискам, но ощутимо опередила ее в одномандатных округах.