Константин Сонин: Социалистическая экономика как «зомби-идея»

Пол Кругман, выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике, является также одним из самых влиятельных публицистов в Америке. Финансовый кризис сделал его еще более влиятельным – Кругман раз за разом оказывался прав, когда писал об опасности пузыря на рынке недвижимости, перспективах фискального стимулирования и необходимости более мягкой денежной политики.

Но публицистика принципиально отличается от науки – здесь недостаточно придумать новую модель или построить контрпример. Недостаточно доказать – нужно убедить, причем убедить не десяток хорошо разбирающихся в теме коллег, а граждан, которые мало в чем разбираются, и политиков, представляющих этих граждан. Устав спорить, Кругман придумал специальный термин для идей, которые убедительно опровергнуты практикой и все же раз за разом отстаиваются публицистами и политиками. Он назвал их «зомби-идеями», потому что эти идеи, несмотря на то что в них нет ничего живого, ничем не убьешь.

У Кругмана там свои интеллектуальные войны и «зомби-идеи», а у нас свои. И самая яркая из этих «зомби-идей» – повышенная роль государства в управлении экономическими субъектами. Бог с ней, с ролью государства, вообще – у нас оно, очевидно, регулирует слишком много и слишком плохо, но здесь есть предмет для интересной дискуссии. В мире есть успешные примеры экономического развития и с большим госвмешательством, и с небольшим. «Зомби-идея» – это то, что правительство может управлять предприятиями: говорить государственным банкам, каким предприятиям выдавать кредиты, а предприятиям – какую выпускать продукцию. На прошлой неделе идея всплыла у советника президента по экономике Сергея Глазьева. (Справедливости ради – он всегда отстаивал эту идею, и в бедные 1990-е, и в богатые 2000-е.)

Откуда экономисты знают, что правительство не может руководить экономикой на уровне отдельных предприятий? Оттуда же, откуда и все люди – из опыта. Советская экономика была огромным экспериментом, который тестировал в точности эту самую гипотезу: «правительство может управлять предприятиями». И этот эксперимент, повторенный в меньшем объеме в других социалистических странах, дал совершенно недвусмысленный ответ: не может. Избыточная роль правительства в управлении экономикой привела к экономической катастрофе и человеческим трагедиям.

Хотя результаты эксперимента «СССР» должны были бы закрыть тему «социалистической экономики» – трудно представить себе более чистый макроэкономический эксперимент, тестирующий эту идею, – они плохо работают в дискуссии, потому что для многих эта тема слишком болезненна. Однако масса небольших экспериментов по тестированию эффективности государства как собственника и руководителя проводится у нас в стране прямо сейчас – посмотрите на госкорпорации и фирмы с госучастием. Что в результатах мини-экспериментов говорит о том, что роль государства должна быть больше, а не меньше?

Все дело в том, что это «зомби-идея» – не задушишь, не убьешь.