Мария Эйсмонт: Власть перестала игнорировать критику

Несмотря на то что отставки двух главных редакторов – интернет-издания «Газета.ру» и радио «Коммерсантъ-FM» – прошли без скандала (оба руководителя заявили, что уход добровольный), они были восприняты значительной частью медиасообщества как результат политического давления. В сегодняшней ситуации ни одна отставка в СМИ с более-менее независимой редакционной политикой не воспринимается как менеджерское решение, даже если является на самом деле результатом такового. Рост напряженности между властью и негосударственными журналистами ощущается довольно остро.

Павел Астахов заявляет, что у него нет статистики по детской смертности, и предлагает изучать полицейские сводки непредумышленных убийств, но тут репортер «Новой газеты» рассказывает о статистике раздела «Обнаружение трупа»: два-три мертвых младенца еженедельно только в Московском регионе.

Астахов говорит о подделке подписи бабушки Димы Яковлева, которая якобы собиралась забрать внука себе, но органы опеки обманом отправили мальчика в Штаты, – через некоторое время сайт «Фонтанка.ру» выкладывает скан заключения эксперта, подтверждающего подлинность подписи женщины под отказом от опеки над внуком. А псковские журналисты выясняют, что биологическая мать погибшего в Америке Максима Кузьмина после выступления на ток-шоу с заявлением о желании вернуть его брата (также усыновленного), на обратном пути из Москвы напилась и устроила дебош.

Прокремлевское движение «Русские матери» устраивает в Москве многотысячный митинг «В защиту детей» – журналисты и блогеры фиксируют на фото и видеокамеры раздачу денег за участие в мероприятии.

Депутаты Госдумы говорят о патриотизме – в блогах появляются выписки из реестров недвижимости за рубежом с указанием количества домов, владельцами которых являются эти депутаты, и их стоимости.

Даже если телевизионные новости и ток-шоу сегодня смотрят миллионы, а газеты, информационные интернет-ресурсы и блоги читают тысячи или в лучшем случае десятки тысяч, красивая картинка, нарисованная государственными пиарщиками, портится.

Рост критики и разоблачений чиновников и депутатов отнюдь не результат резкой радикализации журналистов и блогеров. Своими непродуманными, экстравагантными и часто откровенно циничными решениями власти сами загоняют журналистов в такое положение, когда они вынуждены критиковать эти решения, руководствуясь элементарной логикой здравого смысла. Кроме того, у активной части российских граждан растет раздражение и недовольство по отношению к власти, и обслуживающие эту часть граждан СМИ вынуждены эти настроения учитывать.

Что касается власти, то если раньше она игнорировала всякие нападки на себя, то теперь, похоже, озаботилась впечатлением, которое производит. Конечно, запреты и давление на источники неприятного для них шума не та реакция, которую здоровое общество ожидало бы от своих руководителей на аргументированную и конструктивную критику. Но это уже реакция. Начало обратной связи. А значит, мы на правильном пути.