От редакции: Школьников научат богатеть

Уже в этом году некоторые российские школьники начнут изучать новый предмет – основы финансовой грамотности. А с 2018 г. он станет обязательным для всех. Пилотный проект в сентябре запускается по инициативе Минфина в пяти регионах. Изучать новый предмет в обязательном порядке будут школьники с первого до выпускных классов.

Желание правительства научить детей финансовой грамоте продиктовано вполне практичными целями – Минфин рассчитывает, что благодаря этому российская финансовая система наполнится «длинными» деньгами: граждане начнут больше копить и принесут свои сбережения на фондовый рынок.

Уроки финансовой грамотности россияне до сих пор оплачивали сами, причем по очень высоким ставкам. Вспоминается немало историй о том, как банки взимали по 120% годовых за потребительские кредиты, как ипотека становилась непосильной и целые семьи оказывались на улице, как тысячи людей собирались на митинги обманутых вкладчиков и сколько денег потеряли участники «народных IPO». Их дети и внуки не могли пропустить семейные драмы мимо ушей – будем надеяться, они вынесли какие-то уроки из ошибок своих родителей.

Преподавать детям основы финансовой грамотности, конечно, необходимо. Похожие предметы есть в США, Британии, Австралии, во всех скандинавских странах и Германии: у североевропейцев бережливость и планирование семейного бюджета вообще важная часть культуры. Кто будет учить – вот вопрос. Сложно представить, что банкиры и инвестаналитики бросят свою работу ради должности школьного учителя.

В Швеции, например, эта проблема решена так: финансовым просвещением детей занимаются банки и другие финансовые организации. Они на свои деньги издают учебные пособия и финансируют подготовку преподавателей финграмоты: и обществу помогают, и выращивают себе клиентов. В России банкиры, страховщики и другие финансисты могли бы создать некоммерческий фонд финансового просвещения, помогая Минобрнауки не только деньгами, но и кадрами и знаниями. Впрочем, главное условие появления пресловутых «длинных денег» – не грамотность граждан, а постоянство правил игры в экономике, надежная защита права собственности и других прав, а также наличие в стране независимой судебной власти.