Защитить Кипр - значит защитить себя

Первый вывод из ситуации вокруг Кипра - Владимир Путин был прав, когда говорил, что слабых бьют

21 декабря 2012 г. представитель Социал-демократической партии Германии Шнейдер заявил: "Деньги немецких налогоплательщиков не будут обеспечивать нелегальные русские вклады на Кипре". У этой партии значительный процент голосов в парламенте. Канцлер Ангела Меркель прислушалась к оппозиции и заявила 16 марта 2013 г.: "Те, кто несет ответственность, будут платить, а не только европейские налогоплательщики".

Почему русские вкладчики должны нести ответственность за дефолт Кипра, никто не объясняет. Кипрские банки потеряли деньги в Греции из-за того, что Кипр вступил в зону евро, а зона евро принудила некоторых кредиторов Греции, в том числе кипрские банки, списать долги, чтобы защитить европейские инвестиции в Грецию. Русские тут ни при чем. Наоборот, благодаря русским деньгам Кипр за последние десять лет стал вполне развитой страной и вступил в эту самую зону евро, от которой теперь у Кипра проблемы.

На каком основании все русские банковские вклады на Кипре огульно названы нелегальными?

Ответ на эти вопросы очевиден. Когда-то давно его дал Владимир Путин на одной из пресс-конференций: "Потому что слабых бьют".

В данном случае бьют русских, у которых нет голоса в Европе. И бьют Кипр за то, что дружит с русскими.

Европа во главе с Германией хочет конфисковать деньги у русских вкладчиков, а чтобы все это оправдать, Германия огульно обвиняет русских: мол, спекулянты они все и жулики.

Министр финансов Германии при активной поддержке министров финансов Нидерландов и Финляндии навязал ультиматум кипрскому правительству: конфискуйте часть банковских вкладов (особенно крупных, потому что они скорее всего русские) либо не дадим финансовой помощи, и в этом случае вкладчики потеряют все, потому что банки обанкротятся. Все равно вкладчики в основном русские, на их деньги наплевать: чем им хуже, тем нам лучше. Европа даст 10 млрд евро, а 6 млрд евро конфискуйте у них.

Кипр мечется между старым другом Россией, которая пока сохраняет молчание, и партнерами по Евросоюзу, которые не совсем друзья, но готовы дать денег, если Кипр от старых друзей отвернется.

При этом Евросоюз обещает выделить кипрским банкам столько денег, сколько будет необходимо для поддержания ликвидности, что наверняка будет гораздо больше тех 6 миллиардов, что европейский центральный банк не хочет давать сейчас. Что подтверждает, что вопрос лежит не в финансовой, а в политической плоскости - против России.

Из этой ситуации есть несколько выводов.

Во-первых, Владимир Путин был прав, когда говорил, что слабых бьют. Надо уметь себя защитить.

Во-вторых, Россия должна очнуться и принять жесткие меры в защиту интересов своих сограждан, имеющих вклады на Кипре, как и в любом другом месте, где покушаются на имущество россиян.

В-третьих, у нас остался один друг в Евросоюзе, которого мы сейчас теряем, - Кипр. Когда друзья в беде, им надо помогать. А друзья в Европе нам нужны. Кипру необходимо 16 млрд евро, чтобы встать опять на ноги. 10 млрд евро готова дать Европа. Пусть Россия даст 6 млрд евро - это чуть больше 30 процентов от той суммы, что мы потратили, например, на саммит АТЭС во Владивостоке в прошлом году. Рассчитаться Кипр сможет правами на офшорные газовые месторождения, недавно найденные у его берегов. А также недвижимостью, землей, акциями банковской системы. Это все стратегически важные для России активы. Государство могло бы дать поручение Внешэкономбанку секьюритизировать эти активы, чтобы государство впоследствии могло вернуть свои деньги с процентами путем рефинансирования кипрского долга через размещение ценных бумаг, производных от этих имущественных прав.

В-четвертых, российское государство и российские компании и предприниматели должны защитить свои права в судебном порядке, если бюрократы Евросоюза не отрезвеют. Конфискация банковских вкладов незаконна, виновные, какие бы должности они ни занимали, должны ответить, а ущерб должен быть возмещен, вплоть до обращения взыскания на немецкие активы за подстрекательство к экспроприации.

Сила переговорной позиции вкладчиков - в их объединении. Расчет германцев - на разобщенность русских.

На мой взгляд, сейчас очень важно не упустить момент: вкладчики должны объединиться и немедленно включиться в переговорный процесс с правительством Кипра, правительством России и с Евросоюзом для защиты прав и законных интересов русскоязычных вкладчиков и учета их интересов, а если они не будут учтены - для взыскания ущерба в судебном порядке.

Автор – председатель комитета партнеров адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры"