Константин Сонин: Вклад в офшорной зоне - бесплатный сыр

Основной новостью последней недели стали события вокруг кипрских банков. Ситуация сложная. Причина кризиса – значительная часть активов кипрских банков была связана с Грецией, Италией и другими странами европейской периферии. Кризис снизил стоимость этих активов, и теперь они значительно дешевле, чем пассивы. Кому-то придется покрыть разницу.

В другой ситуации и в другой стране выходом была бы национализация банков. В этом случае долги банков становятся фактически долгами правительства. В данном случае это невозможно: кипрская экономика слишком мала, и правительство заведомо не сможет обслуживать возникший долг. Работать офшорной гаванью прежде всего для крупных российских предпринимателей было прекрасным бизнесом для киприотов, но в результате страна получила банковский сектор с объемом вкладов, совершенно не соответствующим размеру экономики. Дополнительной проблемой является то, что Кипр – часть еврозоны и, значит, не смог бы после национализации банков напечатать денег для того, чтобы расплатиться по долгам. (В аналогичных обстоятельствах в 2008 г. национализировала банки Исландия, валюта которой не привязана к евро, и, хотя пузырь на рынке недвижимости лопнул катастрофически, экономика начала восстанавливаться относительно успешно.)

Если национализация невозможна, приходится рассчитывать на то, что деньги на спасение кипрских банков пожертвуют европейские денежные власти. Однако значительная, а возможно и большая, часть вкладов на Кипре российского происхождения. Неудивительно, что странам еврозоны тратить деньги на спасение вкладчиков офшорной зоны не очень хочется. Поэтому деньги, 10 млрд евро, предлагаются с условием: еще 6 млрд евро должны быть взяты у вкладчиков банков. Идея понятна: вклад в коммерческом банке является рисковым активом; крупный вкладчик должен был предусмотреть возможные последствия, в частности ситуацию, подобную той, которая сложилась сейчас.

Поначалу, неделю назад, правительство предложило взять деньги сразу у всех вкладчиков, в том числе у тех, у кого вклады были застрахованы (все размером до 100 000 евро). По всей видимости, правительство слишком опасалось гнева крупных вкладчиков (который поставил бы под сомнение крайне выгодную бизнес-модель офшора в дальнейшем) и попыталось предложить сходные условия для всех. Это стало бы крайне неприятным прецедентом – страхование мелких вкладов появилось исторически как раз для того, чтобы избегать банковских паник. Впрочем, протесты экономистов всего мира не понадобились – хватило протестов мелких вкладчиков, чтобы правительство пошло на попятный. Последние варианты, обсуждавшиеся в субботу-воскресенье, предполагали сохранение застрахованных вкладов и, значит, высокий (20–30%) налог на крупные незастрахованные вклады. Что ж, вот наконец и плата за пользование банком в офшорной зоне – бесплатный сыр бывает только в мышеловке.