Кирилл Харатьян: Возможно, именно при Си Китай станет первой экономикой мира

Иероглиф имени нового китайского председателя Си, как пишут, состоит из двух – со значениями «крылья» и «солнце»; вместе они дают нечто вроде «учиться летать» или «тренировочный полет»; неплохой девиз для молодого по китайским меркам (ему еще только будет 60 лет 15 июня) лидера, заступившего на пост во время, когда руководимая им страна достигла невиданного в современной истории могущества (или, как оно называется на китайском пропагандистском языке, «решающего этапа всестороннего построения среднезажиточного общества») и имеет все шансы его быстро наращивать.

Возможно, именно при Си Китай станет первой экономикой мира; местная пропаганда называет это «вести 1,3-миллиардный народ к достижению двух великих целей: к столетию КПК в Китае должно быть создано общество, среднезажиточное по всем параметрам, а к 100-й годовщине создания КНР она должна быть богатой, могущественной, демократической, цивилизованной и гармоничной современной социалистической страной».

Родился Си в семье видного деятеля китайской компартии, вице-премьера, но когда ему было девять лет, отца сняли со всех постов и отправили работать на фабрику в Люоян, а когда стало 15, отца посадили: это были времена культурной революции. Младший Си стал объектом издевательств, голодал и бродяжничал и наконец угодил (по программе Мао Цзедуна «Ввысь в горы, вниз в села» – для городской молодежи, чтобы она училась жизни у крестьян) в уезд Яньчуань, но не на полевые работы, а секретарем партийной ячейки коммуны – этот уезд находится в провинции Яньань, на родине китайской революции, – немаловажный факт для карьеры. Еще существенный факт: 17 лет Си работал в провинции Фуцзянь, которая находится через пролив от такого враждебного, но такого привлекательного Тайваня; а будучи уже членом ЦК компартии, отвечал за интеграцию Гонконга и Макао. Биография Си получилась идеальной для современного китайского лидера.

Приятно, что такой великий человек первый свой зарубежный визит нанес в Россию; досадно, что перед тем, как отправиться в Москву, Си принял американца, – оправданием может послужить разве то, что этот американец был министр финансов США Джейкоб Лью, который «должен» Китаю пару триллионов долларов.

Заметно, конечно, что Си выше ростом, чем президент России Владимир Путин, но не будем усматривать в этом символа. Пусть экономика Китая растет в разы быстрее, чем экономика России, – обеспечивают-то этот рост российские нефть и газ! Без них Си ни за что не сделать китайцев среднезажиточными!