От редакции: Наказание для прозрачных и поощрение для закрытых

Окончание первой недели проверок отечественных некоммерческих организаций позволяет подвести предварительные результаты. Визиты прокуратуры и других контролеров вызвали серьезный международный резонанс. Госдепартамент США сравнил происходящее с «охотой на ведьм» 1950-х гг. (тогда спецслужбы и правые активисты искали в США сторонников СССР и приверженцев коммунизма). Озабоченность волной проверок высказала Франция, а гендиректор Еврокомиссии по внутренним делам Стефано Мансервизи намекнул на замедление переговоров об упрощении визового режима. «Переговоры проходят с учетом текущей ситуации, и она может повлиять на них, если будет становиться все хуже и выйдет за приемлемые рамки», – заявил он вчера. МИД России в свою очередь обвинил госдепартамент в неадекватности: проверки носят плановый характер. Ответа Парижу и Брюсселю пока не последовало, но, вероятнее всего, он будет выдержан в похожей стилистике.

По сообщению руководителя правозащитной ассоциации «Агора» и члена президентского совета по правам человека Павла Чикова, контролеры требуют уплатить весомые (до 500 000 руб.) штрафы за нарушения правил пожарной безопасности. Впрочем, это вряд ли кого-нибудь обманет: известно, что стены из горючих материалов и тараканы на столах чаще находятся в «неправильных» организациях. Иностранные дипломаты и российские активисты считают, что волна проверок НКО – попытка политического давления на правозащитников. Многие проверки действительно выглядят странно: в частности, сотрудники прокуратуры, Минюста и налоговой службы пришли в российское отделение Transparency International, где плановая проверка завершилась месяц назад.

Важно и еще одно обстоятельство: надзорные органы проверяют самых честных и прозрачных. Ведь НКО, получающие средства зарубежных жертвователей, лучше всех следят за порядком в отчетности. Особый правовой статус для них был установлен в 2005 г. За прошедшие годы НКО с зарубежным участием стали наиболее прозрачными и предсказуемыми агентами в этой сфере. Они проходили ежегодный аудит, ежегодно сдавали подробные отчеты о движении денежных средств и профильной (экологической, правозащитной и благотворительной) деятельности.

В отличие от них проверка НКО, получивших президентские гранты на свои проекты (550 организаций в 2012 г.), может вызвать нежелательные вопросы. Выяснится, например, что немало организаций, получавших госпомощь не один год, возглавляют нынешние или бывшие члены Общественной палаты, которые лично контактируют с руководителями операторов государственных грантов. Transparency International исследовало 117 НКО, получивших гранты президента и Минэкономразвития более чем на 3 млн руб. Выяснилось, что лишь четыре из них опубликовали достаточно полную информацию, 24 – только справочную информацию, в двух случаях нет даже имен руководителей, телефонов и юридических адресов. Еще у 19 нет сайтов – при том что по закону получатели грантов должны ежегодно публиковать финансовые отчеты в интернете. В итоге усилия проверяющих суть создание очередных проблем для самых прозрачных и открытых и поощрение самых непрозрачных и закрытых.