От редакции: Верующие не останутся без чувств

Государственная дума приняла во вторник в первом чтении законопроект о защите чувств верующих. Обсуждение в зале и последовавшее в СМИ и блогах было бурным, так как обсуждался текст, который – как уже знают депутаты – должен быть радикально изменен во втором чтении. Впрочем, депутат предполагает, а Бог располагает.

Документ, принятый в первом чтении, вводит в Уголовный кодекс специальную статью об оскорблении религиозных убеждений и чувств граждан (наказание – крупные штрафы или сроки заключения до пяти лет). Как обещали в профильном комитете Думы (после критики со стороны правительства, Верховного суда, Общественной палаты и Совета по правам человека при президенте), проект будет исправлен поправками во втором чтении. Специальная уголовная статья вводиться не будет – будет расширена статья 148 «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий»: за публичные деяния, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления чувств верующих, можно будет получить крупный штраф или срок заключения до года, если просто так, и до трех лет, если в храме. Будет, вероятно, расширена и статья КоАП об унижении достоинства человека.

Если верить депутатам, из текста исчезнет юридически неопределенное понятие «религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Такое же неопределенное понятие «чувства верующих», судя по всему, сохранится.

С одной стороны, можно попенять на технологию работы Думы, которая принимает в первом чтении то, чего заведомо не будет во втором. С другой стороны, кто может быть уверен, что не будет? Ведь вопрос чрезвычайно болезненный и при этом политически важный для российской власти.

Сейчас 148-я статья почти не применяется – она о защите веры от чиновников и полиции, говорит директор центра «Сова» Александр Верховский. Также прокуратура редко дает ход заявлениям частных лиц об унижении их достоинства. Но после изменений в статьях прокуроры вполне могут изменить и свой подход: унижение достоинства верующего сегодня гораздо важнее политически.

Для власти политический эффект от самого процесса внесения, обсуждения и принятия такого закона важнее, чем конкретные юридические новеллы. Слишком спорные или слишком четкие юридические нормы для государства будут слишком обязывающими (наоборот, для стремящейся слиться с властью Русской православной церкви важно расширение «религиозного» в светском законодательстве).

Кремль продолжает сигнализировать о поддержке так называемых консервативных групп и их ценностей. Закон о защите чувств верующих, в каком бы виде ни был принят, – сигнал для казаков, хоругвеносцев, православных байкеров и других квазисиловых групп, состоящих из взрослых мужчин с подростковым сознанием, мечтающих носить фольклорные костюмы и пугать ближних.

Крупнейшие конфессии, в зависимости от региона, очевидно получат инструмент для борьбы с недовольными. Закон, вероятно, замыслен как средство укрепления политического союза светской власти и руководства крупнейших лояльных конфессий.

Для настоящей защиты оскорбленных чувств идеальной была бы декриминализация этих понятий и перевод их в гражданско-правовые отношения: оскорбили чувства (твои или группы, к которой ты себя относишь) – подал иск и отсудил компенсацию от оскорбившего. Или не отсудил. Тут как Бог даст.